Владимир Савченко написал не так уж много. Всего четыре романа и несколько десятков повестей и рассказов за всю литературную карьеру — для некоторых современных писателей это норма выработки на два-три года. Но он писал в другие времена и другую эпоху. В конце концов, важно не сколько автор успел написать, а качество написанного (хотя иногда я все-таки жалею, что некоторые авторы — тот же Савченко, например — написали так мало).
Роман Савченко «Открытие себя» лично я считаю одним из величайших фантастических произведений советской (да и не только фантастики). Он стал откровением для меня, когда я впервые прочитал его еще школьником, и я до сих пор готов перечитывать его, хотя воспринимаю, конечно же, совсем иначе.
Фантастическая повесть «Испытание истиной» во многом пересекается с «Открытием». Тут и прием описания «через следствие» (Савченко вообще нравился этот прием, он использовал его во многих произведениях), и некое научное открытие, лежащее в основе сюжета, и то, что возможности и нюансы этого открытия главный герой испытывает прежде всего на себе.
Вообще волновая теория мироздания, которую Савченко использовал в качестве «научной затравки» повести — идея не новая. Она то всплывает, то снова исчезает по мере развития физики, каждый раз меняя «уровень достоверности», но ни разу еще не сумела набрать достаточно доказательств, чтобы выйти за пределы в лучшем случае сверхоригинальной эксцентричной гипотезы, преимущественно же остается прибежищем научных фриков и даже откровенных шарлатанов. Впрочем, для фантастики это даже хорошо — больше простора для творческого маневра (говорю это как человек, который ради небольшого рассказа три часа мучил дилетантскими расспросами астрофизика, дабы не попасть впросак с нелепыми идеями).
Но на самом деле, само фантдопущение (то есть волновая теория) не так уж важно, потому что, на мой взгляд, в первую очередь повесть о другом, а именно — о теории, или о философии, если угодно, научного поиска. Строго говоря, это же можно отнести и к «Открытию себя», и к многим другим произведениям Савченко. Впору изобретать новый термин — эпистемологическая фантастика. Кстати, сразу вспоминается «Отчаяние» Грега Игана, тоже исследующее принципы и философские основы науки и познания.
Конечно, «войти в резонанс» с волновой структурой Вселенной не совсем одно и то же, что обрести Абсолютное Знание (которое можно условно приравнять к Теории Всего, вокруг которой развивается действие романа Игана), но в каком-то смысле они относятся к одной категории. Человек выходит за рамки своего человеческого естества, но кем (или чем) он тогда станет? Это невозможно предсказать, но герой Савченко настолько увлечен процессом познания, что просто не способен остановиться (как любой настоящий ученый).
И это можно отнести к еще одной проблеме, которая часто всплывает в произведениях Савченко: ответственности ученых за свои открытия. На самом деле, как мне кажется, проблема эта неразрешимая, поскольку остановить процесс научного познания из соображений «как бы чего не вышло дурного» невозможно, это даже звучит нелепо. С другой стороны, она решается с другой стороны — все-таки человечество постепенно растет и в моральном плане, хотя и категорически не успевает за скоростью научного прогресса в последние полторы сотни лет.
Есть надежда, что однажды мы выровняем этот дисбаланс — если, конечно, останется еще кому это делать...
Читайте также на канале: