Спустя восемь месяцев после начала всем известных событий, на автомобильном рынке России остались только китайские и отечественные автопроизводители. Остальные зарубежные концерны либо громко "хлопнув дверью" покинули наш рынок, либо приостановили производство и поставки новых машин.
В стране таки уже ощутимо наметился дефицит новых иностранных авто, устранить который поставками по каналам параллельного импорта при всём желании просто невозможно.
Оставалась ещё одна лазейка с новенькими иномарками от официалов - рынок соседей по территории ЕАЭС (таможенного союза). Но казахский и тем более белорусский рынки новых авто в разы меньше, чем весь российский.
Фишка ЕАЭС в том, что товары могут спокойно перемещаться между странами - участниками, без таможенного декларирования и уплаты пошлин. В том числе и автомобили.
Я и сам с начала лета присматривался к покупке нового авто в Белоруссии или Казахстане и даже обзвонил несколько автосалонов дилеров немецких и японских марок. Но машины в наличии у соседей стремительно заканчивались, а цены не менее бодро подрастали и даже обогнали российские цены с учётом укрепления рубля в новой реальности.
Ещё у казахов есть нюанс - формально машины гражданам России никто не продает. Правда казахи за сумму в 1000-1500 долларов готовы были оформить новый автомобиль на себя и сразу переоформить на россиян. В эту кривую схему можно было уложиться за день другой.
И к середине лета дилеры Казахстана по телефону уже говорили, что кроссоверов и внедорожников в наличии нет ни по какой цене.
Оказавшись по делам в Алмате в середине осени решил проехать по нескольким салонам "официалов" и разузнать обстановку на месте.
Могу сказать, что всё очень грустно. Пустые автосалоны, как и у нас. Машин у немецких и японских официалов почти нет, за исключением некоторых легковых моделей. Корейцев и китайцев полно, но этого добра и у нас навалом, склады затоварены десятками тысяч машин и я про это писал месяц назад.
Менеджеры автосалонов говорят, что очереди на полноприводные машины год-полтора. Купить машину за здесь и сейчас нельзя, но с удовольствием принесли свежий сентябрьский прайс-лист на крузаки и хайлаксы. Квоты на такие страны как Казахстан и Белоруссия в разы меньше, чем в РФ. А заводы в Европе и Японии резко сократили выпуск машин и дефицит по всему миру.
Цены удивили, с текущим курсом тенге к рублю дороже цен официальных последних цен Тойоты в РФ.
Тот же Toyota Land Cruiser 300 от 7,8 млн. рублей, Toyota Land Cruiser Prado от 3,6 млн. рублей и Toyota Hilux от 2,9 млн. рублей. Похожая ситуация с дилерами Мицубиши.
Цены в салонах VW и Audi мне даже не озвучили - все машины разобрали россияне еще в апреле - марте, а новой поставки с тех пор не было.
И что у соседей такие же проблемы как в России с новыми авто? Не совсем, есть неофициальные дилеры. У нас таких называют "серыми". Заглянул в один из таких салонов с интересным названием "Persia Motors" с выставочным образцом пикапа Хайлакс явно из ОАЭ. Внутри был винегрет из японских, корейских и немецких марок. Рядом стояли новенькие Крузаки, Хайлаксы, Гелики, Икспятые и много других моделей.
Поговорил с менеджерами салона - в основном машины из Европы в богатых комплектациях. Но есть немного и "арабов", которые я приметил на улице. Нормальных машин нет давно, проблемы начались со времён пандемии и продолжились после февраля.
Цены, но машины в наличии мягко говоря удивляют воображение. Нищебродская комплектация TLC 300 стоит всего 80 млн. тенге или почти 12 млн. рублей, что почти в два раза дороже цен у официалов напротив. Но у официалов дырка от бублика вместо машин. И даже по таким ценам богатенькие казахи и не только казахи берут машины. Россиянам продают, схема обкатана и если есть мешок денег - всё устроят.
Такая вот история с наличием машин у казахов и это не большой областной центр, а самый крупный город - мегаполис Алматы. Тут полтора десятка официальных салонов дилеров.
----
Не забывайте ставить лайк и подписывайтесь на канал — дальше будет много интересного