Бесчеловечная трагедия, произошедшая 13.06.1942 года в Воронеже, привела горожан к осознанию того, что война - это не "где-то там" и даже не на пороге, а уже в доме.
Да, война шла уже почти год, многих забирали на фронт, кому-то приходили похоронки. Но все-таки (наверное, как и сейчас) глобального понимания и осознания не было. Жизнь текла своим чередом. Этот день был выходным, люди занимались привычными делами: взрослые загорали на пляже или копались в своем огороде, а дети отдыхали в Саду пионеров, что располагался прямо за гостиницей "Бристоль".
В субботу 13 июня 1942 года в Саду Пионеров собралась детвора. Шел праздник в честь окончания школы. В киоске "Игротека" брали напрокат кукол и лошадок, шашки и шахматы, велосипеды. На оживленной танцплощадке-баянист И.И. Калашников с учеником Валей Орловым играли в два баяна славянский танец... Около 19 часов случилось страшное.
Первый удар немецко-фашистских захватчиков грянул именно сюда. Несколько "юнкерсов" прорвались к городу и сбросили бомбы. Много детей погибло, много покалечено...
Самая первая бомба была сброшена на Воронеж в октябре 1941 года. Но она упала на территории авиазавода, никто из мирных граждан тогда, к счастью, не пострадал. Поэтому первой бомбой, поразившей город, считается та, что упала на городской Сад пионеров 13 июня 1942 года.
Вот, что рассказывали очевидцы...
Полина Осиповна Исаева:
Это произошло внезапно. Я окучивала у себя в палисаднике картошку. Вдруг... какой-то гул на меня валится. Меня сбило с ног. Когда вскочила, вижу в Саду пионеров пожар. Я кликнула своё санитарное звено, и мы бегом через первые ворота туда. Сумки с медикаментами всегда были наготове. По саду будто прошел ураган: деревья вырваны, земля разворочена и везде, куда ни глянь, - детские тела. Одни чистые, целые, а другие - песком, грязью, глиной засыпаны. Не то ребенок, не то комок земли. Кто жив остался, того оглушило взрывной волной. В первые мгновения никто не двигался, не плакал, а потом все бросились кто куда. Крики, стоны... Навстречу бежит девочка лет 12-ти. Я её узнала, она с нашей Алексеевской улицы. Смотрю, бежит и почему-то прямо на глазах синеет. Я её подхватила, а у неё весь бок вырван. Так и умерла у меня на руках...
Анатолий Анатольевич Костюков:
Бомба упала после обеда в разгар праздника. Помню жуткий рев, грохот, удар. Меня отбросило взрывной волной, швырнуло спиной на землю, контузило. С трудом открываю глаза и не могу понять, где я. Это наяву или в страшном сне? Напротив, на ветке дерева — окровавленная девичья голова с длинной косой. Эта коса мерно покачивается из стороны в сторону, как маятник, отсчитывая минуты после трагедии. Под деревом какая-то заплаканная женщина обхватила руками, прижала к себе девочку и пытается ее тащить. И вдруг все платье этой женщины спереди становится красным от крови. "Она, видимо, ранена, — проносится у меня в голове. — Почему же она не падает?". И тут эта женщина, обессилев, разжимает руки, опускает безжизненное тело ребенка на землю. И я вижу, что у девочки половины туловища нет и все внутренности наружу. Кругом крики, стоны. По саду разбросаны оторванные руки, ноги... Чуть позже я узнал, что на месте разорвало моего школьного друга Кольку.
Анна Ивановна Сидорова:
Я брала воду в колонке, а рядом, через решетку - Сад Пионеров. Слышу летит самолет. Начали бить зенитки. И сразу - взрыв. Меня взрывной волной отшвырнуло на землю. Всё это мгновенно. Над пионерским садом встал огромный чёрный столб. Когда мы с соседками прибежали в сад, меня поразило, что убитые и раненые дети были не в одном месте, а повсюду. Живые забились под кусты, в павильоны,испуганные, с помертвевшими лицами. Мне стало плохо, на один момент я растерялась, но поняла - надо действовать быстро. Возле бассейна сидела девочка лет 9-ти. Глаза остекленели, будто без памяти. Дала ей нашатырный спирт, вижу - на руке рваная рана. Девочка очнулась и заплакала. Рядом стоял мальчик, раненый в кисть руки. Я сорвала со своей головы платок и наложила жгут. Нам дали указание носить в машину убитых детей. Были тут две девочки с нашего двора. Они как бежали по дорожке, взявшись за руки, так их и настигла смерть...
Фашисты, нарушив все международные нормы ведения войны, отбросив честь и достоинство, совершили неслыханное - они посягнули на детей.
Самого сада уже нет. Но 13 июня 1992 года состоялось открытие памятного знака – бронзовой доски со словами: «13 июня 1942 года в бывшем городском саду пионеров от бомб, сброшенных фашистами, погибло более 300 детей». Слева от текста скульптор А.В. Мельниченко поместил на доске барельеф погибшей птицы с откинутым в сторону крылом.
На самом деле погибших было меньше, но от этого чудовищность трагедии не убавляется.
В Воронеже на ул. Театральной 21.10.2022 в Саду пионеров был открыт новый памятник, посвященный трагедии. Скульпторы – Александр Мельниченко и Василий Фильшин.
***