Галина Сергеевна Уланова родилась в 1910 году в Санкт-Петербурге в семье артистов балета, Марии Фёдоровны Романовой и Сергея Николаевича Уланова, и, казалось бы, то, что она станет артисткой балета не должно было ставиться под сомнение. Но Галя не хотела быть балериной и расплакалась, когда узнала, что мать собирается отправить её учиться в Петроградское театральное училище. Она на примере мамы видела, как много труда и сил отнимает балет.
«У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» — вспоминала Галина Уланова.
Девочка даже пробовала сбежать из школы. И первый год она не показывала никаких успехов, считалась весьма посредственной балериной, занимаясь только из чувства долга.
Одно время её мать, которая была её педагогом в училище, даже сомневалась, не совершила ли она ошибку, отдав дочь на балет. Но упорно работая, поражая всех своей внутренней силой на пути к цели, Галина Уланова в итоге стала одной из лучших в классе. В конце обучения стало ясно, что восходит новая звезда.
В том же году, когда она выпустилась из училища, её приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета (будущий Мариинский театр). Дебют состоялся в 1928 году, Галина Уланова танцевала партию Флорины в «Спящей красавице».
«Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался... Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала» — Г. С. Уланова
Галина Сергеевна всегда была крайне самокритична, первые успехи заставили её не почивать на лаврах, а работать ещё усерднее, совершенствовать технику и актёрское мастерство. Уланова всегда много работала над ролью: импровизировала, размышляла над образами, читала. И не всегда у неё всё шло гладко, первые годы работы казались балерине неудачными.
К 1932 году, когда она танцевала главную партию в «Жизели», у неё уже сложилась её собственная индивидуальность в балете, она наполняла движения танца трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным движениям, а самым сложным танцевальным элементам — видимую простоту и непринуждённость.
Сцена сумасшествия Жизели считается вершиной трагедийного танца балерины.
В конце Великой Отечественной войны Уланову приглашают работать в Большой театр. Она не хотела ехать в Москву, она не любила Москву, ей всё казалось не то и люди — не те. Но Большой мирил Уланову со столицей.
Даже уже будучи мировой звездой, имея за спиной гастроли по всему земному шару и бешеный успех, она оставалась к себе беспощадной: в последние годы работы на сцене она отказывалась от ролей, которые не могла танцевать так же, как и раньше, никогда не заменяя технически сложные элементы на движения попроще.
С 1960 года Галина Сергеевна начинает преподавать, среди её учеников: Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова.
«Я не хочу повторения себя в учениках, это в любой области искусства порочный метод. Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность» — Г.С. Уланова.
Уланова — легенда мирового балета, которую ставили в один ряд с Анной Павловой, и которой аплодировали и простые люди, и главы государств по всему миру. «Обыкновенная богиня», которой она стала, это результат упорного, выматывающего и тяжелейшего труда, подспорьем для которого стал талант.
Галины Сергеевны не стало в 1998 году.
«Ты, Моцарт, — Бог, и сам того не знаешь». Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство — это счастье высшее!» — Ф.Г. Раневская
Фото: кадры из программы «Место гения. Галина Уланова» на телеканале «Поехали!»
✅ Мы в Telegram → t.me/poehalitvchannel
✅ Мы в ВК → vk.com/tvpoehali
✅ Наш сайт → poehali.tv