Если бы с самого раннего детства я не позировала деду-художнику, то, возможно, и выросла бы с убеждением, что работа у натурщиков лёгкая. Ну а что там? Сиди себе или стой. Но нет! :) И поскольку один мой хороший друг буквально стоит над душой - мол, давай, записывай воспоминания о дедушке - пусть этот рассказ и будет началом.
Увы, не все портреты есть у меня в цифровом виде, и почти все разбросаны по разным городам, от Харькова до Калининграда... ну да кое-что есть!
Кажется, в первый раз я позировала в два года. Картина называлась "Счастливая пора". Это было на нашей даче. Большой букет цветов в изголовье кровати, нежный дневной свет сквозь занавеси, и головка спящей девочки на подушке.
Казалось бы - всё просто, но поди попробуй заставь двухлетнего ребёнка долго лежать с закрытыми глазами! Нет, настоящий сон не подойдёт. Разве что если речь об этюде, набросанном за один коротенький сеанс. Определённая поза, определённый свет... Выручала бабушка, которая сидела и читала мне сказки, пока дед работал. Только так можно было уговорить держать глаза закрытыми. И я до сих пор помню и эти уговоры, и эти сказки. Всё равно было скучно вот так лежать! :)
Затем была эпическая битва с дедом по поводу... обнажённой натуры! Как внучка художника и дочь искусствоведа, я имела о ней понятие. Мне рассказывали, что это красиво. Но вот сама позировать подобным образом в свои три года отказалась категорически! Это что, все увидят мою... ээ... пятую точку?! Ни за что!
И, представьте себе, дед отступил. Пообещал, что видно будет по пояс, не ниже. Но вот руки за спиной я не просто так держу - на всякий случай прикрываю стратегически важное место. :)
Дедушка был чудесным человеком, очень добрым, а я - его любимая единственная внучка, его "ясное солнышко". Но за работой он становился другим, весьма суровым. Ух! И, помню, как позировала за столом, как бы обедая и глядя на огромный букет сирени. Мало того, что сидишь неподвижно, так ещё и глаза нельзя было никуда отводить! Я так и норовила от скуки глянуть куда-нибудь ещё, так что дед не выдержал, вскочил из-за мольберта, рявкнул на меня и мазнул широким мазком по одному из листьев букета - вот, мол, тебе точка, сюда смотри. Как ни странно, это немного облегчило здание!
Читать я научилась рано, поэтому позировать за чтением готова была долго. Да, тело затекает, да, устаёшь держать позу (любая, самая удобная, довольно быстро становится неудобной, а потом Очень Неудобной, а если художник заработается и на все просьбы прерваться отвечает "ещё пять минут", и так много раз, то и Совершенно Невыносимой). Но книги всё скрашивали. Сколько лет прошло, я, пожалуй, помню все те, что читала
Той меня уже давно нет. А картины остались...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!