Найти тему
Т-34

«Война народная, война священная» — французский журналист о великом подвиге советского народа

Французский журналист Жан Шампенуа, автор книги «Русский народ и война», с отрывками из которой можно ознакомиться дальше, в годы Второй Мировой войны представлял в Москве прессу Сражающейся Франции. Сотрудничал в агентстве ГАВАС (затем Франс Пресс), газетах «Либерасьон», «Комба», «Франтирер» и других. Книга «Русский народ и война» вышла в парижском издательстве «Рене Жюльяр» в 1947 году.

Уже в первые недели после нападения гитлеровцев на Советский Союз советские люди осознали, что навязанная им война станет всенародной, войной не на жизнь, а на смерть, актом величайшего самопожертвования. Слово «фашист» стало синонимом бесцеремонного пришельца, явившегося затем, чтобы убивать, насиловать, грабить, угонять в рабство женщин и детей. Советские люди, русские не испытывали ненависти или презрения к немцам вообще. Но война научила их люто ненавидеть германский фашизм. Ведь он, этот фашизм, посягал не только на их жизнь, но и на самые священные завоевания советского народа.

Всенародное движение сопротивления приняло в СССР гигантские масштабы. Партии и правительству удалось сплотить народные массы в монолитный блок, руководить патриотическим порывом тысяч и тысяч. Партизаны держали под огнем весь тыл противника и, несмотря на то, что не носили военной формы, поддерживали в своих рядах настоящую воинскую дисциплину...

...«К оружию, граждане!» — эти слова «Марсельезы» как нельзя лучше передают смысл другой формы организованного участия масс в боевых действиях — народного ополчения. Задачей ополченцев была защита городов, эвакуация населения, попавшего в окружение.

До последней капли крови отстаивали свой родной город рабочие СТЗ — Сталинградского тракторного завода. Под артиллерийским обстрелом и дождем авиабомб они продолжали собирать танки, создали соединение, получившее имя «Танковой бригады сталинградского пролетариата». Под командованием инженера-технолога Бычкова, который проявил себя хорошим военачальником, менее полутора тысяч человек противостояли 15 тысячам вражеских солдат. Отборные немецкие части откатывались от заграждений, возведенных рабочими Сталинградского тракторного.

Летом 1943 года танки, на броне которых было написано «Ответ Сталинграда», танки, собранные рабочими СТЗ, приняли участие в разгроме немецко-фашистских войск под Орлом и Курском...

...Важным фактором единства советского общества была возможная только в условиях победившей революции дружба составляющих его социалистических наций и народностей, которым были созданы все условия для всестороннего развития. Незадолго до войны начали складываться кадры национальной интеллигенции среди таких отсталых в прошлом народов, как узбеки, казахи, киргизы и таджики. До революции эти национальности были освобождены от военной службы, теперь они смогли дать Красной Армии достаточное число подготовленных офицеров.

Главной движущей силой многонациональной семьи народов СССР, основным фактором ее дальнейшего сплочения был и остается русский народ, великороссы. Это народ физически сильный, закаленный в единоборстве с суровой природой, способный действовать в любой ситуации и в то же время высокоразвитый духовно.

Храбрость, героизм, презрение к опасности и самоотверженность в высшей степени характерны для русских. В своем подавляющем большинстве русский крестьянин или рабочий воплощает в себе то, что англосаксы называют «Джек — на все руки мастер», и именно это свойство помогает им справляться со всеми превратностями судьбы. Ни при каких обстоятельствах русский не скажет: «Это не мое дело, пусть этим займутся более знающие люди». Он сделает все, чтобы решить поставленную задачу, и вложит в это все свое умение. В минуты острой необходимости русским незнакома усталость. Вспомним о советских механиках из авиаполка «Нормандия — Неман». Это они работали по двадцать часов в день, чтобы обслуживаемые ими самолеты всегда были в боевой готовности! Вспомним и тех, кто создавал эти самолеты. Гитлеровцы захватили ряд промышленных районов, где, в частности, производился алюминий, но советским инженерам Яковлеву, Лавочкину и другим удалось сконструировать машины, которые даже с деревянными частями не только не уступали известным «мессершмиттам» и «фокке-вульфам», но и во многом превосходили их. Производство металла на Урале и в Сибири расширялось, быстро росла и авиапромышленность. Войну русские закончили с новой моделью «Яка», которая, возможно, будет признана лучшим летательным аппаратом своего класса в мире.

A солдаты, армия? Подвиги советских воинов тяжелой осенью 1941 года объясняются не страхом перед наказанием, они продиктованы их высочайшим патриотизмом, сознанием своего неоплатного долга перед Родиной. Советские солдаты шли в бой так же уверенно, как рабочие к станкам, повседневный героизм стал их профессией. Им не хватало орудий, винтовок, гранат? Да, но они брали в руки бутылки с горючей смесью и шли против танков. Пехотинцы закрывали амбразуры своим телом, летчики обрушивали машины на самолеты противника, применяя знаменитый таран. Этот абордаж XX века получил распространение в самый трудный период войны, когда враг еще располагал численным и техническим превосходством в воздухе.

Вспомним о необыкновенной мобильности пехотинцев, которым приходилось делать с боями тридцатикилометровые марши, причем без малейшего беспорядка в своих рядах!..

...Вспомним о морской пехоте, одинаково стойкой в окопах Сталинграда, где бойцы страдали от голода, и на бастионах Севастополя, где они изнывали от жажды! Катера Днепровской флотилии дошли по воде до Берлина одновременно с войсками генерала Чуйкова. В черте германской столицы они разрушали артогнем батареи противника, топили его речные суда...

...В мае сорок пятого Москва салютовала своим героям. «Когда же будет последний салют?» — спрашивали друг друга люди. И этот день настал. Небо над советской столицей вспыхнуло красными огнями — цвета крови, пролитой героями, павшими в развалинах рейхстага и туннелях берлинского метро для того, чтобы жила Москва. В тот час, когда герои штурма Берлина возлагали венки на братскую могилу советских воинов в Тиргартене, другие друзья погибших расцветили небо Москвы гроздьями невиданного салюта. Советский народ отпраздновал этот день так же величественно, как и шел к нему. В горе и радости, буднях и славе он всегда был достоин своей судьбы, урока, преподанного им всему миру.