Найти тему
МИР (Море История Россия)

Гвардейский крейсер, построенный по "непонятной доктрине" (Часть 2)

Нет. я не хочу сказать ничего плохого про советское судостроение 20-х годов ХХ века. Более того, в те далекие годы, когда я был пионером, наша дружина носила имя "героев "Красного Кавказа"".

Все так, но, сама конструкция крейсера была...

Да, крейсер славный, но давайте подойдем к нему с технической точки зрения. Приведу одну цитату из советского издания: «Конструкторское бюро завода «Большевик» (бывший Обуховский завод Морского ведомства) разработало 180-мм орудие с длиной ствола 60 калибров. Это было первое после революции орудие нового поколения морской артиллерии. Оно обладало уникальными баллистическими характеристиками и намного превосходило зарубежные аналоги. Достаточно сказать, что при массе снаряда 97,5 кг и начальной скорости 920 м/с максимальная дальность стрельбы орудия достигала более 40 км (225 кабельтовых)».

Да, это так, но почему-то никто не обращает внимание на то, что калибр 180мм ранее нигде и никогда не использовался (соответственно, требовались новые гильзы, снаряды, заряды, оборудование), снаряды для увеличения дальнобойности, имели существенно уменьшенное количество взрывчатого вещества, но это пол беды. Крейсер имел всего 4 орудия главного калибра, и, самое главное, живучесть ствола составляла всего… 70 выстрелов, а скорострельность, на практике, составляла всего 4-5 выстрелов в минуту. Ствол был не лейнированным, и далее, требовалась его полная замена. Но это еще не все.

Размещение орудийных башен потребовало ликвидации ряда помещений, в том числе и успокоителей качки («цистерн Фрама»), что в свою очередь ухудшило показатели качки, достаточно важные для стрельбы на большие расстояния. В результате модернизации полное водоизмещение крейсера увеличилось с 7600 до 9030т.

Зенитное вооружение крейсера так же было крайне неудачным. Правда и здесь многие справочники дают «ляпы». Процитируем: «Зенитное вооружение крейсера к моменту его вступления в строй было крайне слабым и совершенно не соответствовало тенденции стремительного развития бомбардировочной авиации. Оно состояло из четырех 76-мм орудий Лендера с клиновым затвором. Они были установлены побортно на баковой надстройке между трубами, затем их заменили четырьмя 45-мм полуавтоматами».

Моя долгая борьба с "Вики..." закончилась вничью: фраза про зенитное вооружение исчезла (вообще) но, в качестве зениток указаны 45-мм орудия. Это почти правда. Вернее правда, но не вся.

На самом деле, зенитное вооружение крейсера составляли четыре 102мм зенитных системы «Б-2», представлявшие собой, обрезанные до 45 калибров 102-мм пушки ОСЗ, установленные на новый станок. Правда, стремление быть «выше, быстрее, сильнее» сыграло с оружейниками злую шутку. Самого мощного зенитного орудия не получилось.

Эти артсистемы, как зенитки, так же оказались крайне неудачными. Мало того, что они не обеспечивали нужной скорострельности, (их реальная скорострельность была 4 выстрела в минуту), но и имели проблемы при заряжании при больших углах возвышения.

Это как раз тот самый случай, как в юмореске у Аркадия Исааковича Райкина "Кто шил костюм".

"У Вас к пуговицам претензии есть?"

Но…так или иначе, 25 января 1932 г. крейсер «Красный Кавказ» поднял военно-морской флаг и вступил в состав Морских сил РККА.

По отдельности, каждый элемент этого боевого корабля был неплох, но в сумме...

В общем-то, возможно, на тот момент, крейсер был именно тем боевым кораблем, который был нужен. Нужно было "солидное представительство за рубежом", и такой корабль построили. Как боевая единица он был... неудачным, но кто это в то время понимал.

По доброй традиции, сразу же после устранения недоделок, в 1933 году "Красный Кавказ" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.

Потом его "недоработки" неоднократно устраняли, исправляли, но, все это было потом...

В общем-то, история этой серии имела свои любопытные моменты, но это отдельная история...