Мы говорим про теорию Шиндлера. Что означает этот вот взгляд на группу с точки зрения мама, папа, ребёнок? Это взгляд с разных сторон.
Здесь ещё можно добавить такой момент. Например, в данном подходе важное значение приобретает тот факт, что групповой аналитик не чувствует себя лектором, гуру, богом в группе, он чувствует там себя на равных.
Понимаете?
Всё, как в семье, если он опирается на эту теорию. Ведь можно занимать разную позицию в группе. Из серии, как сейчас, ведущий даёт лекцию, а студенты слушают. Ведущий и студенты не на равных в данном случае. А на группе очень важно быть на равных. И это подразумевает, что мы ни в коем случае не играем в терапевта, мы не играем в эту роль. Это плохо заканчивается. Очень важно быть максимально искренним. Искренним не с позиции того, что дифирамбы группе напевать, а именно осознавать, как дела обстоят на самом деле. То есть, следите за своими ощущениями, и за тем, что в группе происходит и так далее.
То есть, ни в коем случае не сваливаться вот в эту позицию кукловода или в позицию даже терапевта. Я не терапевт на группе.
Опять-таки, возвращаясь к этой модели, вот давайте, смотрите, я - психоаналитик. У меня сейчас дома есть муж, ребёнок, дети. Скажите, я для них кто? Я для них психоаналитик?
Вот тоже мне вчера клиент рассказывал, как у него девушка учится на коуча. И у неё эта учёба заканчивается тем, что она приходит домой, и начинает коучить мужа. Или взять того же психотерапевта, который приходит домой, рассказывает о своей жизни и ставит своим близким диагнозы.
Так вот, мы диагнозы не ставим на группе. У нас нет таких задач.
Кстати, говоря, этим грешат сами клиенты. Они YouTube насмотрятся, понаставят себе диагнозов или книг почитают каких-то, и приходят уже с готовым диагнозом. Ну ладно, про это в следующий раз поговорим. Понимаете, диагноз вам не поможет. И даже если вы прочитаете, что с этим делать, вам тоже не поможет.
Ещё раз возвращаемся в семью, я же не зря вам про эти теории рассказываю, мы работаем так. Я в семье - не психоаналитик. Я в семье - обычная женщина. Просто жена для своего мужа. И лекции ему читать про его диагнозы я не буду никогда в жизни, потому что это будет разрушать наши отношения, и ни в коем случае их не созидать, не улучшать и так далее.
То есть, из этих позиций в группе надо выходить. Я не терапевт в группе. Я в группе - папа. Всё. Ведущий - папа. И мы относимся к своей группе как к маме, как к женщине.
И как вы понимаете отсюда вытекает что?
Очень важно аналитику, ведущему группы работать над тем, чтобы начать свою группу любить, на самом деле любить. И вот тут как раз оживает вопрос мотива создания такой группы.
Почему так важен мотив? Потому что по-другому просто не получится. У вас будет очень много проблем, подводных камней и так далее.
И это всё про теорию Шиндлера, про взгляд - мама, папа, ребёнок.
Дальше будем говорить, про Шиндлера, расскажу что-нибудь ещё. Впереди нас ждёт ещё теория Зигмунда Фукса и Уилфреда Биона. Вот эти три теории мы используем в методе группового психоанализа.
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.