Лавиния Фонтана (1552-1614), безусловно, была одной из самых успешных женщин-художниц в европейской истории.
Фактически, она была первой женщиной, сделавшей успешную карьеру в мире искусства, не будучи связанной с двором или монастырем. Это сделало Фонтану настоящим первопроходцем.
Лавиния Фонтана училась живописи у своего отца, Просперо Фонтаны, который был очень уважаемым художником в Болонье. Долгое время отец-художник был в основном обязательным условием для женщин-художников, поскольку художественное образование было недоступно для женщин. Более известные женщины-художники, такие как Артемизия Джентилески (1593-ок. 1656) и Анжелика Кауфман (1741-1807), также учились у своих отцов-художников. Однако, как и в случае с другими женщинами, ее успех был обеспечен талантом Фонтаны и высококачественной работой, а не семейными связями.
Фонтана наиболее известна своими портретами, которых она сделала десятки. На многих изображены богатые итальянские дворяне и сановники. По-видимому, болонские дворянки были ее самыми преданными покровительницами, но местные религиозные деятели, такие как папа Григорий XIII, тоже заказывали у нее свои портреты. Источники утверждают, что многие из ее портретов были “щедро оплачены”, что, безусловно, звучит как история успеха. Она была настолько хорошо известна как портретистка, что в 1603 году папа Климент VIII пригласил ее приехать жить в Рим и писать папские портреты.
Фонтана также писал религиозные произведения, в том числе несколько алтарей для итальянских и испанских церквей. Тот факт, что она получала заказы на роспись алтарей, необычен для женщины-художника того времени. То, что она также создавала исторические картины, еще более необычно. Но ни то, ни другое не так примечательно, как тот факт, что она иногда включала в свои картины обнаженные фигуры, которые, как правило, были недоступны для женщин-художниц на протяжении многих веков. Ее обнаженные натуры часто предстают в виде классических фигур, таких как Венера или Минерва.
Лавиния Фонтана вышла замуж за коллегу-художника, который также был учеником ее отца. В удивительно современном стиле Фонтана занималась живописью, чтобы прокормить семью, в то время как ее муж помогал ей в работе – он расписывал драпировки и воспитывал их многочисленных детей. Но эти 11 детей не помешали Лавинии добиться многих впечатляющих достижений. В дополнение ко всему прочему, она получила докторскую степень в Болонском университете, а также стала членом Римской академии.
Она провела последнее десятилетие своей жизни, живя и работая в Риме, где ее так высоко ценили, что в ее честь была выбита бронзовая медаль. Наряду с другими своими работами Фонтана написала несколько автопортретов. На этих картинах мы видим успешную художницу и хорошо образованную женщину, знающую себе цену.