Найти тему
Буду блогер

Искусственные «ушки» или что помогает слышать абсолютно глухим

– Гриша – первый ребёнок в Удмуртии, кому поставили имплант. Ему было всего три года, когда успешно провели операцию. Сейчас ему уже 16 и он даже как ведущий выступает на сцене! Вы можете себе представить глухого ведущего? – делилась вчера с нами впечатлениями Лариса Чиркова , руководитель центра «Слушарики» для детей с кохлеарной имплантацией. 

Лариса до этого тридцать лет проработала в школе для глухих и слабослышащих детей. Пришла туда, кстати, в год, когда я родилась. Тогда, конечно, о специальных имплантах ничего не слышали. Все что можно было – поставить слуховой аппарат. Это если есть хоть какой-то процент слуха, а если стопроцентная глухота, то только учить язык жестов. Но ведь жестами можно только общаться, но никаких звуков услышать нельзя, в том числе и предупреждающих об опасности.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Теперь же у таких детей есть шанс слышать все.

– А что такое кохлеарная имплантация? – спросили ребята Школы юного блогера.

– Сначала под кожу в ушную улитку вшивается электрод, который имитирует функции ушка. Это такой маленький компьютер, который помогает передавать в головной мозг звуки. А уже сверху на голову надевается на магнит приборчик, который улавливает звуки извне.

Оказывается очень важно быстро поставить этот имплант до того, как ушная улитка не закостенела. Нередко дети теряют слух из-за менингита, и в этом случае у родителей и врачей есть всего две недели.

Хотя сейчас уже появились «обходные пути», когда имплант ставят не в ушную улитку. Технологии не стоят на месте.

– А сколько стоит такая операция?

– Полтора миллиона рублей на одно ушко.

– Ого!

– Но в России ее делают бесплатно по квоте.

– А когда лучше ставить имплант ребенку?

– Чем раньше тем лучше. Тогда проще «научить» мозг слышать через него.

Ребята, которым вживили специальные электродики, учатся слышать, говорить, много занимаются с логопедом, проходят реабилитацию. Именно этим занимается центр «Слушарики». Они проводят занятия по развитию речи, ставят звуки, реализуют творческие занятия. Такие ребята потом и учатся в массовой школе, не специализированной для глухих. Потому что их не отличишь от обыкновенных детей. Вот только лампочки на датчиках моргают, да плавать надо снимая «ушки».

– А как другие дети воспринимают детей с кохлеарной имплантацией?

– Это взрослые больше переживают, а дети наоборот очень толерантно воспринимают таких ребят, никак не выделяют, доброжелательны.

Кстати, Лариса сама сурдопедагог. Владеет языком жестов в совершенстве. Даже нам раздала листочки со специальным алфавитом. Не зря же так много времени посвятила школе глухих. Удивительно, что сейчас технологии дошли до того, что можно сделать искусственный слух.

– Операции и настройку «ушек» несколько лет успешно делают в России. Но вот импланты пока не производят у нас и мы зависим от поставок стран производителей. Хотя сейчас идут разговоры о создании имплантов на территории нашей страны.

Кстати, ребята из нашей школы впервые узнали о таких вот технологиях и о том, что глухой ребёнок может научиться слышать.

А вы знали об этом?