Прошло уже 10 дней с того момента, когда в Ейске самолет рухнул на жилой дом. Уже через полчаса после трaгедии в нашем дворце культуры открылся эвакопункт и центр помощи пострадавшим.
На следующее утро жители города начали приносить сюда продукты, одежду, обувь, предметы личной гигиены, посуду, бытовую технику. Чтобы все это сортировать и распределять потребовались волонтеры. Сначала это были работники Дворца Культуры. Потом к ним подключились волонтеры из "Единой России", студенты колледжей города и просто жители.
Через 2-3 дня начала поступать гуманитарная помощь из других городов и станиц Краснодарского края. Ниже видео представителя партии Зеленых из Краснодара. Окунитесь немного в будни Пункта гумпомощи.
Когда я на второй день принесла в ГДК немного продуктов и предметов личной гигиены, то спросила, нужна ли помощь. Мне сказали, что лишние руки не помешают. И на следующий день я пришла сюда работать.
Сначала меня поставили на обувь. Мы с двумя другими женщинами сортировали обувь: женская, мужская, подростковая, детская. Сортировали по размерам и по видам, чтобы было удобнее и быстрее все находить. Обуви было очень много.
Кроме того мы записывали в ведомость каждую пару, то есть, ставили на приход. Люди приносили разную обувь, и ношеную, и совершенно новую.
На следующий день я снова пришла во дворец. В этот раз меня поставили на продукты. Сначала я собирала овощные наборы для супа, то есть в фасовала по пакетам картошку, морковь, лук, свеклу, капусту. Интересно, что овощи, похоже, были привезены в больших мешках прямо со складов или магазинов. Получается, что предприниматели тоже внесли свой вклад.
Потом я фасовала яблоки, по 10 штук в пакет.
Когда с этой работой управилась, меня оставили за старшую на продуктах. Показали как вести учет прихода и расхода продуктов.
Как все это работало. Во дворец поступали заявки по телефону и нужно было срочно собрать продуктовый набор на семью. Стандартный набор для семьи из 2-3 человек состоял: бутылка подсолнечного масла, пара банок тушенки, банка рыбных консервов, банка овощных консервов, 1 кг сахара, пачка соли, 2 пачки макаронных изделий, по пачке риса, гречки, пшена, овсянки, пачка печенья, упаковка конфет, пачка чая, банка кофе, суповой набор из овощей и яблоки. Если в семье были дети, то добавляли в набор молоко, соки, детское питание, сладости.
Иногда пострадавшие сами приходили в ГДК. Им собирали такие же наборы продуктов. И, конечно, подбирали одежду, обувь по размерам, постельное белье, посуду, бытовую технику.
Все это помогали грузить в машины мужчины, наши работники ГДК. Они же безвозмездно, на своих машинах, развозили гуманитарную помощь по гостиницам, отелям и домам, где поселили пострадавших.
На третий день я снова работала на продуктах. Кстати, нас, волонтеров, кормили горячими обедами и несколько раз в течение дня поили чаем и кофе. Обеды тоже предоставляли предприниматели города. В первый день нас кормили пиццей, во второй день гречневой кашей с курицей, на третий день пловом.
Кроме пострадавших при пожаре, в центр за помощью обращаются и беженцы из Укрaины. За эти три дня я повидала разных людей. Но в основном те, кто пострадал при пожаре, были растеряны, не знали, что им надо в первую очередь. Волонтеры сами их одевали, примеряли им обувь, буквально навязывали посуду и бытовую технику. Это понятно, люди в стрессе от произошедшего.
Но приходили и такие (особенно из беженцев), которые выбирали одежду только новую, с этикетками, приходили по нескольку раз, называясь разными именами (документов ни у кого не спрашивают, все на доверии), и даже спасибо не говорили, уходя с полными сумками и пакетами.
Напишу про несколько случаев, которые наблюдала сама.
Пришел мужчина из сгоревшего дома. Сказал, что в его семье еще 3 женщины, мать, жена и сестра. Пока волонтеры подбирали одежду для его женщин, я собрала стандартный продуктовый набор. И только случайно мужчина обмолвился, что все его родственницы сейчас в больнице, причем в трех разных больницах, а мать так вообще в Краснодаре. И он все эти дни мотается между домом и тремя больницами.
Конечно, я собрала ему еще три продуктовых набора для больниц: печенье, конфеты, соки, яблоки, чай, сахар. А ведь не уточни он где его женщины, так и ушел бы с одним набором продуктов, потом делил бы его на четверых.
Еще пример:
Пришла бабушка из сгоревшего подъезда. Сказала, что живет у родственников. Попросила только сапоги на осень-зиму. Девочки у нее спрашивают: "А туфли у вас есть?". "Да вот, родственники дали поносить". "А тапочки домашние есть?". Тоже нет. Конечно, все ей подобрали, и одежду, и обувь, и все остальное. А ведь пришла только за сапожками...
А вот другой случай.
Пришла женщина. В сгоревшем подъезде она сдавала квартиру квартирантам. Сама живет в другом месте. Просила выдать ей бытовую технику, новую одежду и ... продукты! Неужели там, где она живет, у нее холодильник пустой??
Еще один случай с беженцами.
Пришла молодая семья с годовалым ребенком. Просили только немного одежды для ребенка, игрушки, детское питание. Мы все им собрали. Ребята нас поблагодарили, а потом мужчина предложил свою помощь, сказал, что завтра придет поработать волонтером.
Вот такие разные люди обращаются в пункт помощи при ГДК.
Каждый день в группе ГДК в ВК публикуется небольшой отчет и прилагается список того, что требуется на данный момент.
Пока я эти три дня работала в ГДК, люди, обычные жители Ейска, несли и несли пакеты, коробки, мешки. До слез растрогала бабуля, которая принесла 5-литровую бутыль сахара. Наверное, взяла из своих запасов, которые делают все пожилые люди.
Еще, перебирая пакеты (мы их не выбрасывали, складывали в них потом продукты и вещи), увидела такую надпись фломастером (похоже, что писал ребенок): "Помощь тем, кто пострадал в жилом доме г. Ейск, ул. Коммунистическая, дом 20/1, от Лебедева Андрея. Очень соболезную я вам. Примите от меня небольшую помощь". Не знаю, что принес Андрей в этом пакете, но огромное ему спасибо!
В пункт помощи постоянно приезжают работники администрации, а также телевидение, как местное, так и краевое, и даже российское. Как раз в тот день, когда я работала на обуви, снимали сюжет на первый канал. Говорят, что я даже в кадр попала). Но я так устала в тот день, что вечером даже не посмотрела выпуск новостей.
Ежедневно в Пункте помощи работает примерно 30 волонтеров. А всего в этой работе приняло участие уже 300 человек. Жаль, что не ведется подсчет горожан, кто принес в ГДК свои пакеты и коробки с продуктами или вещами. Думаю, что цифра была бы огромной. Как сказал кто-то в интервью телевидению про Ейск и его жителей - "маленький город с большой душой". И с этими словами полностью согласна!