Вы думаете, что телемедицина – это медицина в телевизоре? Ошибаетесь. Это не заряжающий воду через голубой экран Чумак, не делающий установки Кашпировский и не Елена Малышева, вещающая по утрам о здоровье. Телемедицина в России – это связь больного с врачами посредством интернета. Особую актуальность дистанционные варианты взаимодействия доктора и пациента приобретают в сезон вирусов, когда существуют высокие риски «подцепить» при посещении поликлиники инфекцию от других пациентов. Но так ли необходимы жителям России дистанционные медицинские услуги в другое время и могут ли они заменить очную консультацию врача?
Особенности телемедицины в России
В нашей стране популярное в Европе, США, Японии, Китае направление системы здравоохранения, постепенно развивается. Особенно заметно это стало во время пандемии COVID-19. Тогда в рейтинге городов по инновациям в области предупреждения заражения коронавирусом Москва заняла 3 место благодаря телеконсультациям.
В России закон об этом направлении в сфере здравоохранения вступил в силу в 2018 году. В нём был установлен формат взаимодействия врача с пациентом. Телемедицину по законодательству можно было использовать для:
- записи на приём к врачу;
- мониторинга выздоровления больного;
- консультаций по профилактике заболевания.
Для работы в сервисе телемедицины доктора России должны иметь медицинскую лицензию. Регистрация врачей и больных в приложениях проводится по ЕСИА или электронному паспорту. С начала пандемии, популярность приобрели телемедицинские сервисы, «Яндекс.Здоровье», «Сберздоровье» и «Доктор рядом».
Что включает онлайн-общение в сфере здравоохранения
В основном телемедицинские приложения позволяют пациентам посредством видеоконференций получить онлайн-консультацию от доктора любой специализации. В России применяют телемедицину во время эпидемий, сужающих возможность получения врачебной помощи, а также когда расстояние становится критичным фактором, например, жителям отдалённых посёлков трудно попасть в районную поликлинику из-за плохого транспортного сообщения. Наличие интернета или мобильной связи – это главное условие, необходимое жителям России для получения дистанционной медицинской помощи, включающей:
- текстовые сообщения;
- телефонные звонки в ватсап или скайп;
- электронные письма.
Телемедицина в России представлена двумя видами: асинхронным и синхронным. Первая – это обмен данными, которые записаны предварительно. В этом случае пациент отправляет врачу сообщение, в котором описан медицинский случай (желательно, чтобы информация была подкреплена снимками результатов проведённого диагностического исследования), а в ответ получает врачебное заключение и рекомендации. Вторая – обмен информацией в настоящем времени. Консультация проводится по видеосвязи. Онлайн-общение врача и пациента допустимо во всех направлениях медицины: гастроэнтерологии, кардиологии, нефрологии, психиатрии, наркологии и так далее.
В России телемедицина нашла применение и в обучении и передаче опыта. Дистанционно транслируют хирургические операции, проводят семинары и лекции. Также это направление применяют для онлайн-мониторинга. Доктора посредством интернета или мобильной связи контролируют показатели больного, например, уровень сахара (с помощью портативного глюкометра) или давление. Даже в скорой помощи при возникновении чрезвычайных ситуациях фельдшер связывается с более опытным коллегой, чтобы получить консультацию.
Принципы работы сервисов телемедицины
Пожалуй, сто́ит рассказать о технической стороне функционирования медицинских сервисов в России подробнее. Дистанционная консультация пациента с доктором похожа на общение по видеосвязи в скайпе с родственниками или друзьями. Только собеседником является опытный медик. Пациент, который нуждается в постоянном врачебном наблюдении или профессиональной консультации по вопросам лечения и профилактики, с помощью телемедицины может общаться не только с врачами России. Больному доступно взаимодействие с докторами всего мира.
В технологиях телемедицинских сервисов применяются средства защиты информации – весь разговор документируется, но никто не может посмотреть ваши данные без личного пароля. Кроме этого, при дистанционной связи всегда можно установить личности собеседников и убедиться в их подлинности. Также телемедицина России имеет несколько плюсов для пациентов.
- Возможность выбора времени для консультаций.
- Отсутствие границ. Дистанционные консультации доступны везде, где есть онлайн-соединение. Пациенту для диалога с медиком нужен смартфон, планшет или компьютер.
- Большой выбор специалистов. В поликлинике можно проконсультироваться только у нескольких докторов, а в сервисах телемедицины работают тысячи врачей. Это удобно, когда появляются трудности в подборе специалиста или нужно получить дополнительное мнение.
Информационные дистанционные консультации предоставляют в России платные телемедицинские сервисы или частные клиники. Однако не все больные могут решить свои проблемы онлайн.
Заменяет ли телемедицина жителям России посещение доктора?
Применение для оказания врачебной помощи телекоммуникационных технологий допустимо не всегда. Дистанционная консультация не заменяет очный приём, так как:
- врач телемедицины не может провести осмотр пациента, пальпацию или инструментальную диагностику;
- через интернет, только на основании жалоб больного, не выдают больничные, справки, рецепты;
- доктора, работающего дистанционно, нельзя вызвать на дом для купирования острого приступа.
И наконец, обязательного традиционного осмотра требуют острые состояния. Если у вас уже не один час давит за грудиной или сильно болит живот, вызовите скорую. Очная медицинская помощь в таких случаях может спасти жизнь.