Найти тему

Прием по телевизору

Оглавление

Вы думаете, что телемедицина – это медицина в телевизоре? Ошибаетесь. Это не заряжающий воду через голубой экран Чумак, не делающий установки Кашпировский и не Елена Малышева, вещающая по утрам о здоровье. Телемедицина в России – это связь больного с врачами посредством интернета. Особую актуальность дистанционные варианты взаимодействия доктора и пациента приобретают в сезон вирусов, когда существуют высокие риски «подцепить» при посещении поликлиники инфекцию от других пациентов. Но так ли необходимы жителям России дистанционные медицинские услуги в другое время и могут ли они заменить очную консультацию врача?

Особенности телемедицины в России

В нашей стране популярное в Европе, США, Японии, Китае направление системы здравоохранения, постепенно развивается. Особенно заметно это стало во время пандемии COVID-19. Тогда в рейтинге городов по инновациям в области предупреждения заражения коронавирусом Москва заняла 3 место благодаря телеконсультациям.

В России закон об этом направлении в сфере здравоохранения вступил в силу в 2018 году. В нём был установлен формат взаимодействия врача с пациентом. Телемедицину по законодательству можно было использовать для:

  • записи на приём к врачу;
  • мониторинга выздоровления больного;
  • консультаций по профилактике заболевания.

Для работы в сервисе телемедицины доктора России должны иметь медицинскую лицензию. Регистрация врачей и больных в приложениях проводится по ЕСИА или электронному паспорту. С начала пандемии, популярность приобрели телемедицинские сервисы, «Яндекс.Здоровье», «Сберздоровье» и «Доктор рядом».

Что включает онлайн-общение в сфере здравоохранения

В основном телемедицинские приложения позволяют пациентам посредством видеоконференций получить онлайн-консультацию от доктора любой специализации. В России применяют телемедицину во время эпидемий, сужающих возможность получения врачебной помощи, а также когда расстояние становится критичным фактором, например, жителям отдалённых посёлков трудно попасть в районную поликлинику из-за плохого транспортного сообщения. Наличие интернета или мобильной связи – это главное условие, необходимое жителям России для получения дистанционной медицинской помощи, включающей:

  • текстовые сообщения;
  • телефонные звонки в ватсап или скайп;
  • электронные письма.

Телемедицина в России представлена двумя видами: асинхронным и синхронным. Первая – это обмен данными, которые записаны предварительно. В этом случае пациент отправляет врачу сообщение, в котором описан медицинский случай (желательно, чтобы информация была подкреплена снимками результатов проведённого диагностического исследования), а в ответ получает врачебное заключение и рекомендации. Вторая – обмен информацией в настоящем времени. Консультация проводится по видеосвязи. Онлайн-общение врача и пациента допустимо во всех направлениях медицины: гастроэнтерологии, кардиологии, нефрологии, психиатрии, наркологии и так далее.

В России телемедицина нашла применение и в обучении и передаче опыта. Дистанционно транслируют хирургические операции, проводят семинары и лекции. Также это направление применяют для онлайн-мониторинга. Доктора посредством интернета или мобильной связи контролируют показатели больного, например, уровень сахара (с помощью портативного глюкометра) или давление. Даже в скорой помощи при возникновении чрезвычайных ситуациях фельдшер связывается с более опытным коллегой, чтобы получить консультацию.

Принципы работы сервисов телемедицины

Пожалуй, сто́ит рассказать о технической стороне функционирования медицинских сервисов в России подробнее. Дистанционная консультация пациента с доктором похожа на общение по видеосвязи в скайпе с родственниками или друзьями. Только собеседником является опытный медик. Пациент, который нуждается в постоянном врачебном наблюдении или профессиональной консультации по вопросам лечения и профилактики, с помощью телемедицины может общаться не только с врачами России. Больному доступно взаимодействие с докторами всего мира.

В технологиях телемедицинских сервисов применяются средства защиты информации – весь разговор документируется, но никто не может посмотреть ваши данные без личного пароля. Кроме этого, при дистанционной связи всегда можно установить личности собеседников и убедиться в их подлинности. Также телемедицина России имеет несколько плюсов для пациентов.

  1. Возможность выбора времени для консультаций.
  2. Отсутствие границ. Дистанционные консультации доступны везде, где есть онлайн-соединение. Пациенту для диалога с медиком нужен смартфон, планшет или компьютер.
  3. Большой выбор специалистов. В поликлинике можно проконсультироваться только у нескольких докторов, а в сервисах телемедицины работают тысячи врачей. Это удобно, когда появляются трудности в подборе специалиста или нужно получить дополнительное мнение.

Информационные дистанционные консультации предоставляют в России платные телемедицинские сервисы или частные клиники. Однако не все больные могут решить свои проблемы онлайн.

-2

Заменяет ли телемедицина жителям России посещение доктора?

Применение для оказания врачебной помощи телекоммуникационных технологий допустимо не всегда. Дистанционная консультация не заменяет очный приём, так как:

  • врач телемедицины не может провести осмотр пациента, пальпацию или инструментальную диагностику;
  • через интернет, только на основании жалоб больного, не выдают больничные, справки, рецепты;
  • доктора, работающего дистанционно, нельзя вызвать на дом для купирования острого приступа.

И наконец, обязательного традиционного осмотра требуют острые состояния. Если у вас уже не один час давит за грудиной или сильно болит живот, вызовите скорую. Очная медицинская помощь в таких случаях может спасти жизнь.

-3