86,1K подписчиков

Владелец остроумной подписи

489 прочитали

Агафоклея Полторацкая, как настоящая русская женщина, может быть, и не могла коня на скаку остановить, но зато смогла родить 22 ребенка и еще сколотить огромное состояние, использовав в полной мере имевшийся у нее административный ресурс. Но вот ее дети и внуки уже такой деловой хваткой не обладали и ловко проживали заработанные бабушкой миллионы.

Изображение библиотеки - просто иллюстрация к дальнейшему рассказу
Изображение библиотеки - просто иллюстрация к дальнейшему рассказу

А внуки и внучки у Агафоклеи Александровны были очень интересные. Нам особенно известны две из них: Анна Керн, та самая, которая «Я помню чудное мгновенье» и Аннет Оленина, несостоявшаяся жена все того же Александра Сергеевича, после отказа которой поэт собственно и уехал в Москву, где на балу встретил Наталью Николаевну.

Но сегодня речь не о них, а о владельце оригинальной подписи. Дело в том, что один из двоюродных братьев двух Аннушек, Сергей Дмитриевич, подписывался очень оригинальным и остроумный способом. Вот так:

Агафоклея Полторацкая, как настоящая русская женщина, может быть, и не могла коня на скаку остановить, но зато смогла родить 22 ребенка и еще сколотить огромное состояние, использовав в полной мере...-2

И ведь не поспоришь, прав целиком и полностью. Он же на самом деле «1 1/2 - цкий» :)

А чем еще кроме подписи прославился Сергей Дмитриевич?

Да, собственно, ничем особенным. Красиво жил, знал если и не всех, то многих знаменитых людей своего времени.

Увлекался собиранием книг, что для того времени неудивительно вообще и тем более для Полторацких, если, например, вспомнить, что на его родной тете был женат Алексей Оленин - член Госсовета и директор Публичной библиотеки.

Агафоклея Полторацкая, как настоящая русская женщина, может быть, и не могла коня на скаку остановить, но зато смогла родить 22 ребенка и еще сколотить огромное состояние, использовав в полной мере...-3

Кроме того, большая библиотека уже досталась Сергею Дмитриевичу от деда по матери. Вот он ее всю жизнь пополнял и расширял, пока были деньги.

✔️При этом учиться - начал, но курса наук так и не закончил.

✔️Три года служил в армии, потом вышел в отставку «по болезни».

✔️Бабушкин игольный завод в Коленцах, который она холила и лелеяла, вроде как и развивался. Но Дмитрий Сергеевич «по своему характеру не мог быть фабрикантом, нуждался часто в деньгах…» Из-за карточных долгов Полторацкий в итоге этот свой завод и продал.

Вот карты он любил также как книги. С одной стороны благодаря картам и книгам он был близко знаком с Пушкиным. Александр Сергеевич часто оказывался с Полторацким за одним столом. И книги у него регулярно брал «на почитать». Но с другой - не все выигрывают. Некрасов на картах сколотил состояние. Дмитрий Полторацкий в карты свое состояние просадил.

И ведь мог бы стать одним из крупных исследователей русской истории: у Полторацкого имелась большая коллекция русской периодики, начиная с первых изданий. Он даже статьи о первых русских газетах писал. И «Роспись неизвестных русских книг» со «Словарем русских писателей» составлял. Но так все и закончилось начатым и не сделанным. Хотя жизнь он прожил долгую - 80 лет.

Завод ушел за карточные долги. С первой женой дошло до развода. В пожилом возрасте даже библиотеку пришлось продать, так как денег не стало совсем.

Так и осталась только оригинальная подпись увлеченного библиофила и картежника.