Каждый, кто любит кино, сталкивался с фразой «основано на реальных событиях» в аннотации к фильму или в его титрах. Как правило, эта строчка имеет волшебный эффект. Она действует интригующе — хочется поскорее узнать, о чем этот фильм. Что же такого произошло в реальности, что могло лечь в основу сюжета кино?
Полное видео доступно для наших премиум-подписчиков в нашем паблике в социальной сети ВКонтакте!
Чаще всего, когда снимают фильм на основе реальных событий, используют лишь основные вехи, но не следуют слово в слово произошедшему. Связано это с тем, что кинематографистам нужно сделать своё произведение более драматичным и непредсказуемым, добавить элементы, которые могли бы держать зрителей в напряжении, даже несмотря на то, что все точно знают финал истории. Сегодня мы поговорим о таких отклонениях от реально имевших место событиях или важных деталях. Поехали!
Картина "Александр Невский" – гениальное произведение гениального режиссера Сергея Эйзенштейна. Фильм художественный, поэтому в нем оправданно присутствует вымысел. Но основана лента на реальных исторических событиях – вторжении немцев на русские территории. Режиссер показывает, чем началось и закончилось то самое вторжение, захват Пскова, его освобождение, битва на Чудском озере и, в конце концов, победа. С другой стороны, отдельные эпизоды и персонажи - вымышленные. Например, любовная линия полностью придумана режиссером, или рыцари, которые красиво уходят под лед.
По факту какое-то количество рыцарей действительно могли утонуть во время отступления, но это, естественно, было не так зрелищно, как показано в фильме. Этот эпизод был мастерски поставлен для того времени. А сцена массового потопления крестоносцев — явное художественное преувеличение. Один из главных источников о Ледовом Побоище, Старшая Ливонская рифмованная хроника, и вовсе указывает: убитые воины падали не на лед, а на траву.
"Турецкий гамбит" - это не документальная лента. Поэтому надо относиться к фильму как художественному вымыслу. Единственный точный исторический факт - это война России с Турцией. Остальное просто выдумка авторов.
Русско-турецкая война 1877—1878 годов была первой, которая широко освещалась прессой. При штабе русской армии находились корреспонденты 44 изданий, много корреспондентов было и при штабе турецкой армии. Для передачи новостей с места событий впервые использовался телеграф. Фотография в то время еще не получила широкого распространения, поэтому вместе с журналистами военную кaмпанию освещали художники.
В русской армии описываемого периода не использовались никакие шифровалые машины. Особо важные депеши пересылались с курьером, текущие сообщения передавались по электрическому телеграфу открытым текстом, так как не существовало средств перехвата. И в любые времена, в любой армии совершенно невозможным было нахождение средств связи и шифрования в палатке без дополнительной охраны. Свободного доступа в такую палатку не было. То есть отправка "подложной" телеграммы была в реальности невозможна.
По сохранившимся до наших дней изобразительным материалам той войны воссоздавались и военные костюмы. В экранизации каждый солдат был одет и снаряжен точно по эпохе. Солдатское снаряжение изготавливалось полностью в мельчайших подробностях, включая сапоги, фуражки, ремни, походные ранцы и оружие. Офицерские мундиры сшиты по реальным выкройкам 19 века, герои сражаются точными копиями настоящего оружия. Все было настолько правдиво, что актеры и сами подчас теряли чувство времени и пространства.
Всего было изготовлено 300 комплектов солдатской униформы. в работе над костюмами гражданских персонажей, и прежде всего главных героев создателям фильма предоставлялась гораздо большая творческая свобода.
Съемки проходили в Болгарии. Местные жители охотно помогали - давали использовать старинные вещи.
Фильм не только исторический, он еще и приключенческий - в нем правда тесно переплетается с вымыслом, например, воздушный шар, на котором летают разведчики русской армии настоящий, а солнечный семафор - выдумка.
В начале фильма д’Эвре играет на хроматической губной гармошке. Подобный тип гармошки появился только в 1924 году.
В 1968 году на широкий экран вышел двухсерийный фильм “Мертвый сезон”. Это был самый первый фильм, посвященный деятельности советской разведки в годы “холодной войны”. Картина имела невероятный успех. И не только потому, что это приключенческий фильм о нашем разведчике. Фильм получился динамичный, его смотрели на одном дыхании, взахлеб, пересматривали снова и снова. Успех фильму обеспечивала детективная интрига.
Живущий на Западе советский разведчик-нелегал Константин Ладейников – его играл Донатас Банионис — должен вычислить и обезвредить нацистского военного преступника. Разведчик выполняет задание ценой своего провала. После нескольких лет тюремного заключения в США его обменивают на раскрытого в Советском Союзе американского резидента.
В сюжете можно было усмотреть сходство с биографией великого советского разведчика Рудольфа Абеля. Но, ни зрители, ни сами авторы вовсе не пытались увидеть в герое фильма именно Абеля. Это был обобщенный образ советского разведчика, и, конечно, он должен был быть самым лучшим.
На Первом канале с успехом прошел показ биографического сериала «Вертинский». Фильм оставил неоднозначное впечатление у зрителей. Несмотря на заявку «биографический», поклонники известного шансонье уличили создателей в додумывании фактов и несостыковке событий.
Марианна и Анастасия Вертинские прокомментировали картину о своем отце. Дочери отметили, что экранный герой мало похож на их родителя. Жизнь легендарного русского шансонье, хотя и описана в многочисленных мемуарах самого артиста и его близких, все же не лишена белых пятен. Именно их пришлось додумывать авторам картины.
В фильме, покинув Россию, шансонье из Константинополя сразу попадает в Париж. На самом деле была еще Румыния, где он тосковал по Родине, которая осталась по ту сторону Дуная. Затем судьбоносный период в Польше, где Вертинский встретил свою первую жену.
Кстати, о первой жене известно мало, поэтому это образ сценаристы додумали, придав сюжету драматизма и пикантности. Иногда же они осознанно переносили и изменяли события. Период в Германии был куда меньше, чем он показан в картине. После прихода к власти нацистов артист там больше не появлялся.
Поклонники артиста ставят под сомнения романы с Верой ХолОдной и Марлен Дитрих. А вторая жена была далеко не так глупа и капризна, как экранная героиня. Некоторых людей из окружения артиста полностью выдумали, например, поэта Константина Агеева, начальницу контрразведки Александру Бурковскую, аккомпаниатора Михаила Полякова и некоторых других.
Факт присутствия на войне в поезде с ранеными в фильме показан как совершенная случайность. На самом деле Вертинский специально отправился на Первую мировую, чтобы избавиться от наркозависимости, к которой он пристрастился в Москве, ведя богемный образ жизни. Александр Николаевич работал санитаром и ухаживал за ранеными.
Подобные неточности, художественный вымысел и вольности подчинены главной цели – создать зрелищный захватывающий фильм, который был бы близок современному зрителю.
Режиссер Федор Бондарчук снял фильм «9 рота». Эта кинолента - не документальный фильм, а художественный, рассчитанный на большую аудиторию, молодежь. В фильме много вымысла. Там уцелел только один боец. В реальности из 39 человек погибли 6.
Но ситуация действительно была критической. Ранены были практически все. После последней атаки врага оставалось не больше двух магазинов патронов, гранат уже не было — кидали камни, чтобы заставить врагов залечь. Если бы не помощь разведроты, которая принесла боеприпасы, сняла с высоты раненых и убитых и заняла ее, через 1 — 2 часа высоту бы уже взяли. Когда подошла разведка полка, духи поняли, что гору им уже не взять, и отступили. Спасала и полковая артиллерия, которая постоянно поддерживала огнем.
По фильму же получается, что людей не только бросили на высоте, так еще и забыли. Такого, конечно, просто не могло быть. В реальности штурм происходил ночью, а в фильме события разворачиваются днем. Ведь в темное время суток сложнее снять сражение зрелищно.
В фильме есть интересные моменты, правда переиначенные. Главному герою его земляк подарил амулет перед вылетом из Афганистана. В фильме медальон оберегал хозяина от различных бед. Самолет с человеком, отдавшим амулет, сразу же подбили, а его новый владелец в конце киноленты остался единственным выжившим.
Кстати, история этого предмета в реальности была не менее интересна. Здесь есть немного мистики. Однажды к санинструктору пришли местные жители с просьбой полечить несколько человек. Он навестил больных, среди них оказался и ребенок. Дал таблеток. Отец мальчугана спрашивает, крещеный ли тот. Ответил, что нет. На следующий день приходит и протягивает ему амулет. Сказал, если душман будет стрелять — пуля не попадет, в плену окажется — не убьют. Наказал носить и не снимать. Вот он весь Афган с ним и проходил — цел остался. А когда уже вышли оттуда и полк передислоцировали в Кировобад, они пошли в баню — и его потерял. Как будто он отслужил свое — и все, перестал быть нужен.
С детства и юности многие из нас любят героев «Молодой гвардии». По одноименному роману Фадеева и фильму режиссера Герасимова мы помним, что юными комсомольцами подпольная организация в оккупированном фашистами Краснодоне была создана осенью 1942 года.
Однако художественный вымысел в книге и фильме настолько далеко разошелся с реальностью, что пострадали те, кто как раз и был настоящим главным героем тех трагических событий. Подлинным комиссаром молодогвардейцев на самом деле был не широко разрекламированный Герой Советского Союза Олег Кошевой, а Виктор Третьякевич. Именно он оказался главным организатором молодежного подполья Краснодона. Он был казнен фашистами наравне с другими товарищами.
И всеже, хотя в литературном произведении автор так сказать назначил его главным комиссаром движения и приписал своему персонажу подвиги, не совершенные реальным человеком, это нисколько не уменьшает значимость реальных геройских поступков самого Олега Кошевого и его друзей-подпольщиков.
Спасибо за прочтение! :-)
Еще интересное: