Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками по открытым источникам (список - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. И мы не делим героев-подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.
Когда речь заходит о боевых походах подводных лодок, то представляется, что для этих кораблей не имеет большого значения состояние моря, ведь они действуют под водой. Однако так было не всегда, и на начальном этапе своего развития подводные лодки были не сколько "подводными", сколько "ныряющими", так как могли находиться под водой достаточно ограниченное время, да и скорость хода в начале ХХ века у этих боевых кораблей под водой была меньше чем надводная. Поэтому не удивительно находить факты повреждения субмарин именно от шторма и непогоды.
Например, осенью 1915 года сильный шторм стал причиной вывода из состава Балтийского флота одной из самых боевых российских подводных лодок - «Аллигатор» (тип «Кайман»). В годы Первой мировой войны «Аллигатор» под командованием капитана 2 ранга Р. К. Вальронда 1-го совершил 12 боевых походов, провела в море 33 суток. И вот в октябре 1915 года во время шторма при очередном выходе в море волны разрушили носовую надстройку лодки, которая на подводной лодке этого типа была выполнена из дерева.
Как следствие, оказалась сильно поврежденной находившаяся в надстройке носовая балластная цистерна, которая также была деревянной. В концевые цистерны лодки за час набиралось 12-13 тонн воды.
Признаться был удивлен: надстройка из дерева, носовая балластная цистерна из дерева!
Ремонт подводной лодки был признан нецелесообразным. В июле года лодку разоружили, но, будучи переведенным в класс портовых судов, «Аллигатор» остался в составе дивизии в качестве плавучей зарядовой станции. До мая года эта подводная лодка использовалась для подачи электроэнергии и воздуха высокого давления на другие субмарины. В мае 1917 года подводную лодку сдали в порт для разделки на металл. Вот так шторм сделал то, что не смог сделать противник в море в свое время.
У еще одной известной русской подводной лодки, у «Миноги», тоже были подобный случай в ее биографии. 4 ноября 1915 года подводная лодка Балтийского флота «Минога» (командир лодки лейтенант Кондрашев), находившаяся на позиции у острова Даго, из-за сильного шторма была вынуждена вернуться в свою базу в Марианхамн для исправления полученных в шторм повреждений.
Видимо подводная лодка находилась на позиции в надводной положении, что было обычной практикой в тот период, и своевременно не погрузилась. У подводной лодки ударами волн были погнуты носовые горизонтальные рули (перестали перекладываться), их левое ограждение оторвано, сорвана крышка носовой надстройки, погнуты кормовые леерные стойки. Кроме этого, открылась течь в кормовой балластной цистерне, которая требовала постоянной работы помпы. С прибытием в базу «Минога» была поставлена в ремонт, продолжавшийся до 15 ноября 1915 года.
Испытали на себе буйство стихии и черноморские подводные лодки, например, знаменитый подводный минный заградитель "Краб". В декабре 1915 года именно шторм стал причиной неудачи подводного минного заградителя ЧФ «Краб» и помешал ему осуществить минную постановку. 10 декабря лодка под командованием старшего лейтенанта Михаила Паруцкого вышла в море. По пути на позицию подводный минзаг попал в сильный шторм, который вывел из строя носовые горизонтальные рули, и 12 декабря «Краб» вынужден был вернуться в Севастополь.
Так что как бы освоены не были на тот момент подводные лодки на флотах, но с непогодой приходилось считаться.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; материалы сети Интернет.
Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.