Те, кто жил в Советском Союзе, прекрасно помнят прицеп-дачу «Скиф». Но мало, кто знает, что еще до него в 1958 году было организовано производство «РАФ-04».
Изготавливались они на автобусном заводе в городе Риге. Выглядела эта дача-прицеп, как современные микроавтобусы «Газель».
В ней даже имелся кухонный отсек с шкафчиками, и здесь можно было установить мини-плитку с двухлитровым газовым баллоном.
Диванов было два – они легко превращались в спальные места на 4 человека.
Недостатком этого прицепа было то, что буксировать его мог только автомобиль «Победа».
Знаменитый «Скиф» появился в 1973 году. Тогда начал развиваться не организованный, а дикий туризм, и, путешествуя на автомобиле, не хотелось зависеть от того, будут ли в гостинице номера.
Это был буксируемый прицеп с палаткой. Спальные места находились в самом прицепе, а к нему устанавливалась палатка, которая считалась верандой.
Общая площадь составляла 13 квадратных метров. Транспортировать этот прицеп уже мог автомобиль любой марки.
В инструкции утверждалось, что домик, в котором есть мебель, будет готов к использованию в течение 3-х минут, а через пятнадцать будет собрана и палатка, где можно проводить часы бодрствования.
Причем на дороге все это выглядело, как обычный грузовой прицеп для легковых автомобилей, но сверху закрытый крышкой.
После установки домика появлялись два диванчика, каждый из которых превращался в двухспальную кровать, а под ними находились емкости для хранения различного скарба.
Сам спальный салон был размером 6 кв. метров, а это уже соответствовало размеру комнаты в некоторых домах.
Первые «Скифы» вызывали нарекания из-за того, что тент палатки протекал в сильный дождь, но в новых модификациях его заменили на влагостойкий, сделали более привлекательной обивку диванов, а на пол даже положили коврик типа паласа.
Стоило такое «чудо» восемьсот рублей, и это при том, что средняя зарплата в СССР была 150. Но очередь на «Скифы» была не меньше, чем на автомобили.
И все же это был палаточный домик, хотя тогда уже советские люди могли узнать, что на Западе это были передвижные трейлеры, имевшие капитальную обшивку.
Одно время такие начали выпускать и в СССР. Их делали на Вертолетном заводе в Ростове-на-Дону, обозначались они как «Прицеп-372», имели спальню и кухню. Но это была не профильная продукция завода, заниматься ею не было времени, поэтому и количество таких домиков на колесах было незначительным.
В 1991-м Минский завод запустил в серию «МАЗ-8132». Это уже более походило на западные образцы. Мягкие диванчики превращались в спальные места на двоих, здесь была кухня и даже туалет.
Завод убеждал покупателей, что по их желанию за дополнительную плату можно было встроить в салон холодильник и отопительный газовый прибор.
В 1978 году в городе Горький выпустили первую дачу-прицеп, которая была амфибией. Называлось это – лодка «Дон».
Она также при транспортировке выглядела, как автоприцеп. Установить домик можно было и на земле, а при необходимости его легко было спустить на воду.
При этом он превращалась в лодку, мотор которой был мощностью 30 лошадиных сил. Но была возможность разделить этот прицеп на две части – домик оставить на берегу, а из носовой части сделать мини-лодку.
Транспортировался такой домик всеми советскими автомобилями, и единственным из них неподходящим для этих целей был «Запорожец».
Стоимость «Дона» составляла две тысячи рублей, и позволить себе такой «домик» мог далеко не каждый.