На презентации iPhone 14 Apple пообещала нам настоящий прорыв в области мобильной съёмки: новые технологии обработки, экшн-стабилизация, 48-мегапиксельная матрица. Постойте, кажется, мы всё это где-то уже видели и слышали. Но не будем делать скоропалительных выводов о маркетинговых уловках яблочной компании, а лучше подробно разберёмся, насколько в действительности хороши камеры в новых Айфонах и чем они отличаются от iPhone 13 .
Как и в прошлом поколении, в 14-х Айфонах используется две разные системы камер для обычных и Pro-моделей. В Apple iPhone 14 и iPhone 14 Plus система попроще — 2 камеры, в Apple iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max система более продвинутая — 3 камеры.
iPhone 14 и iPhone 14 Plus: две задние камеры
Обычная и Plus-модель отличаются размером корпуса, диагональю дисплея и ёмкостью аккумулятора. А вот камеры в них совершенно одинаковые.
* «Эквивалентное фокусное расстояние» позволяет сравнивать между собой объективы, использующиеся в паре с матрицами разного размера. Показывает, какое фокусное расстояние будет иметь объектив с таким же углом обзора на полнокадровой (или плёночной) фотокамере.
По сути, вы получаете основную камеру, как у прошлогоднего 13 Pro, а вот сверхширокоугольник остался таким же, как у обычного iPhone 13 (и у iPhone 12, если уж на то пошло). Так что тут у нас хорошо знакомые камеры.
Начнём со сверхширокоугольной камеры iPhone 14. Никаких сюрпризов — это старый модуль со 120-градусным углом обзора, который неплохо подходит для групповых портретов, пейзажей и архитектуры.
Отсутствие апгрейда самой камеры ещё не означает, что снимки на сверхширокоугольник 14-го айфона будут выглядеть идентично кадрам, сделанным на iPhone 12.
Тут необходимо сделать небольшое техническое отступление. Все модели 14-го поколения получили обновленный процессор, а мобильная фотография во многом опирается на вычислительные мощности процессора для компенсации оптики миниатюрных размеров. Чтобы получить более качественные фотографии, камера мгновенно делает сразу несколько снимков с разной экспозицией, а затем склеивает их в одно изображение (процесс называется «стекинг»). Таким образом смартфон может получить больше деталей в более светлых и более тёмных частях снимка, и в итоге вы получаете более качественное изображение. Чем быстрее «считает» процессор, тем больше кадров можно сделать и склеить в итоговое изображение. Поэтому более быстрый процессор и обновлённый софт способен улучшить качество старой камеры. Новая технология стекинга получила название Photonic Engine — она объединяет больше кадров в один, а также использует в этом процессе несжатые изображения с большим количеством данных.
А вот в качестве основного модуля мы теперь имеем продвинутую камеру с Pro-модели прошлого года на стандартных моделях 14-го поколения. Это камера с более крупной 1/1,65-дюймовой матрицей и диафрагмой f/1.5, что позволяет ей захватывать больше света и, соответственно, получать более качественные снимки по сравнению с прошлогодним стандартным iPhone.
Если вы обновляетесь с iPhone 13 на iPhone 14, вы получаете значительный апдейт в плане мобильной фотографии, хотя коснётся он, главным образом, основного модуля.
iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max: три задние камеры
iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max получили по три задние камеры, и именно для этих моделей Apple подготовила основные обновления мобильной съёмки.
Только одна камера осталась неизменной по сравнению с Pro-моделью прошлого года — это 77мм эквивалентный телефото-модуль.
Это камера с трёхкратным зумом, который позволяет «дотянуться» до более удалённых объектов. Однако низкая светосила f/2.8 не позволяет выраженно отделять объект от фона, поэтому для создания боке вам по-прежнему нужно рассчитывать на портретный режим.
Также эта камера не слишком хорошо снимает в слабом освещении, хотя для неё, как и для всех остальных модулей, предусмотрен «Ночной режим». Для вечерней съёмки мы рекомендуем использовать более светосильные основной или сверхширокоугольный модуль.
Сверхширокоугольная камера iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max — это совершенно новый модуль. Фокусное расстояние осталось тем же, что и в прошлогодней модели — 13мм, но зато больше стала матрица (1/2,55" против 1/3.4”), что улучшает качество фотографий в плохом освещении. Хотя светосила объектива и снизилась с f/1.8 до f/2, увеличение матрицы и более быстрый процессор с лихвой компенсируют эти «светопотери».
Кроме традиционной работы для сверхширокоугольника — групповых портретов и пейзажей, — этот модуль также прекрасно подходит для макросъёмки за счёт минимального фокусного расстояния в 4 см и улучшенного автофокуса.
Но самые главные изменения Apple приберегла для основного модуля iPhone 14 Pro. Объектив камеры изменился не сильно, он стал чуть более широкоугольным (24 мм против 26 мм — изменение визуально практически незаметно), и чуть менее светосильным (f/1.5 против f/1.78), а вот матрица камеры была переработана полностью.
Во-первых, она на 65% больше — теперь это сенсор формата 1/1,28” против 1/1,65” сенсора в модели прошлого поколения. Такой прирост в размерах более чем отыгрывает менее светосильный объектив новинки.
Во-вторых, теперь это 48-мегапиксельная Quad Bayer матрица. Что это значит? Это значит, что камера на самом деле выдаёт 12-мегапиксельные снимки, но каждый пиксель тут состоит из четырёх субпикселей (отсюда и «невероятные» 48 мегапикселей в характеристиках), с которых информация объединяется в один. Объединение информации с четырёх субпикселей называется «биннингом» — это улучшает динамический диапазон снимков, что делает их визуально привлекательнее.
Однако 48 мегапикселей в маркетинговых материалах Apple всё же не более чем старая уловка. Владельцы Android камер уже давно знакомы с подобными матрицами — они присутствуют практически в каждой модели смартфона уже несколько лет, а вот Apple использует технологию впервые.
Тем не менее, Apple очень уверена в своих 12 мегапикселях. Ведь она добавила на основную камеру новую «фичу» — 2х объектив. По сути, это просто цифровая обрезка кадра с основной камеры с углом обзора, соответствующим 48мм экв. объективу (то есть более длиннофокусному). Выглядит это так будто вы зумируете кадр. По качеству он будет чуть хуже, чем в стандартном режиме (1х).
Получать 48-мегапиксельные файлы позволяет формат Pro Raw. Однако вновь это не будет настоящая 48-мегапиксельная картинка в плане разрешения, а целый набор кадров, снятых с разной экспозицией и склеенных вместе (стекинг, о котором мы писали выше). Такой формат даёт больше гибкости для обработки фотографий, например, для «вытягивания» деталей в тенях (как в RAW-файлах «взрослых» зеркальных и беззеркальных камер), но и весят такие файлы больше. Кстати, в стандартных iPhone 14 и iPhone 14 Plus поддержки RAW не появилось.
А вот примеры съёмки одного объекта всеми четырьмя камерами Pro-серии (от широкого угла до телефото):
Селфи-камера
Есть ещё одно заметное изменение, которое коснулось всех моделей 14-го поколения — новая фронтальная камера. И она вышла отличной!
Это 12-мегапиксельный модуль со светосильным объективом f/1.9. Камера поддерживает постоянную автофокусировку, что пригодится для съёмки блогов.
При этом фронталка айфона снимает в двух режимах:
- когда вы держите смартфон горизонтально, получаете полное 12-мегапиксельное разрешение и широкоугольное 23мм экв. фокусное расстояние;
- когда вы держите смартфон вертикально, камера автоматически обрезает кадр до 7 мегапикселей и снимает с более узким 30мм углом обзора.
Можно самостоятельно переключать режим в любой ориентации.
Камера меняет режим автоматически, но вы также можете переключать его самостоятельно в меню на экране.
Фотостили, ночной и портретный режим
Все фотофишки 13-го поколения перекочевали и в 14-е.
«Ночной режим» доступен на всех камерах. Значок ночного режима появляется автоматически, когда вы снимаете в слабом освещении. Вы можете выбрать в интерфейсе предполагаемую «выдержку», которая влияет на то, насколько светлее будет снимок, поставить на «авто» или полностью отключить функцию ночной съёмки. Это, конечно, не физическая выдержка, как в обычных камерах, а её «вычислительная симуляция» — чем больше «выдержка», тем больше кадров будет делать камера для улучшения детализации в тенях
«Портретный режим» доступен на основном и селфи-модуле (во всех моделях) и телефото модуле (в Pro и Pro Max). В этом режиме камера автоматически вырезает объект из окружения и размывает фон, симулируя боке, которое обычно получают с помощью «больших» камер и объективов.
Представленные в прошлом году «Фотостили» (Photographic Styles) позволяют настроить внешний вид фотографий, кастомизировав отдельные параметры на свой вкус, а камера будет делать все фотографии в соответствии с вашими настройками. По сути, это фильтр, который применяется к фотографиям в реальном времени прямо во время съёмки. Присутствуют следующие опции: «Стандартный», «Насыщенный контраст», «Яркий», «Тёплый» и «Холодный». Плюс можно дополнительно отрегулировать параметры «Тон» и «Теплота».
Видео
А вот в плане видеосъёмки это, пожалуй, самое скудное обновление iPhone за многие годы, и это касается всех моделей.
Да, качество картинки немного возросло за счёт более крупных матриц на основных камерах. Вы можете снимать 4К на 60 к/с с любой камеры, включая селфи-модули, а также слоу-моушн 1080p на 240 к/с. Это отличные показатели, но мы уже видели их в 13 Pro.
Да, появилась новая цифровая стабилизация изображения (режим Action), но она просто обрезает кадр до 2.8К на 30 к/с. Так что тут ничего особенно прорывного, хотя видео и получается действительно плавным.
Многие ждали серьёзного обновления «Кинематографического режима» (Cinematic mode), который программно размывает фон, выделяя объект (как в портретном режиме, но для видео).
Однако единственное серьёзное обновление заключается в том, что теперь режим работает в формате 4К (раньше он был доступен только для 1080p 30к/с). А вот все недоработки — неровное вырезание объекта, кривые переходы, странные артефакты и прочие проблемы — никуда не исчезли. Подробнее про это можно почитать в нашем прошлогоднем разборе камер Айфона 13. Надеемся, что рано или поздно Apple «допилит» этот режим, и мы сможем насладиться настоящей кинематографической картинкой.
Итоги
Новые Apple iPhone получили целый ряд обновлений. Все модели теперь получили усовершенствованную селфи-камеру, а более быстрый процессор позволил улучшить качество снимков за счёт более продвинутых алгоритмов вычислительной фотографии.
Стандартные модели (iPhone 14 и iPhone Plus) получили основную камеру от прошлогоднего iPhone 13 Pro, не поменялся и сверхширокоугольный модуль. Хотя большая матрица сама по себе уже выглядит весьма достойным улучшением.
«Профи» модели (iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max) были обновлены более серьёзно. И основной, и сверхширокоугольный модуль — это совершенно новые камеры с более крупной матрицей, которая захватывает больше света, позволяя улучшить картинку в разных условиях освещения. При этом в плане видеосъёмки особого прогресса не произошло, а кинематографический режим по-прежнему выглядит немного «сырым».
Стоит ли обновляться с 13-го поколения iPhone на 14-е? Если вы хотите улучшить качество мобильной фотосъёмки — да, новые камеры выдают более интересную картинку и за счёт более крупной матрицы на основном модуле, и за счёт новой системы стекинга Photonic Engine. Если же для вас более важна съёмка видео, то особенной разницы вы не заметите, и, возможно, стоит подождать, когда Apple всё-таки доведёт до ума свой кинорежим.