Взлетевшие цены на машины так подкосили продажи новых автомобилей, что рейтинг нашей страны в мировом табеле о рангах скатился на уровень стран, численность населения которых в несколько раз меньше, чем в РФ.
У любого здравомыслящего человека сразу встает вопрос, когда же это все закончится, и мы вернемся в ту эпоху, которая называлась «тучными» годами? Спешим вас огорчить, очень и очень нескоро.
На диаграмме представленной ниже, хорошо видно, что после 2014 года российский рынок не смог вернуться обратно к показателям тех самых «тучных лет» 2011-2013 гг. Это были «тучные годы», когда благословенные цены на нефть выросли до умопомрачительных $100-150. И авторынок тогда нашел свой уровень в 2,5-3 млн новых легковых и легких коммерческих авто (годовых).
Сегодня цены «за бочку черного золота», благодаря политике проводимой ОПЕК (Организации стран экспортеров нефти), удерживаются на уровне $100 плюс-минус. Практически, как в прежние годы. Но вот почему-то благосостояние россиян не выросло, продажи новых автомобилей упали вдвое, начиная с 2014 года. Сегодня уже никто не прогнозирует, что и платежеспособный спрос населения и продажи новых машин на авторынке РФ вернутся в те «тучные времена».
Произошло следующее: в доковидный период 2014-2019 гг годовые продажи автомобилей нашли новую планку в 1,5-1,6 млн в год. Рынок адаптировался к новой ситуации. Напомним, что в тот период ушли из России американцы, закрыв свои заводы GM и Ford, не выдержали такого падения рынка еще ряд марок, наподобие SEAT, Ssangyong и т.п. В свою очередь, главные игроки российского авторынка (европейские, японские, корейские автопроизводители) стали сокращать свои модельные ряды в автосалонах, убирая так называемые плохо продающиеся модели. В общем, в доковидный период российский авторынок нашел точку равновесия в соответствии с платежеспособными возможностями россиян.
Ковидный 2020 год несколько пошатнул рынок, но уже следующий 2021 год показал его восстановление. И вроде бы все должно идти своим чередом – правила игры не поменялись, автопроизводители строили перспективные планы на Россию. Вспомните, о плане Renaulution в отношении российской марки Lada, озвученный в начале прошлого года. 2021 год принес надежду, что все плохое осталось позади.
Но тут наступил февраль 2022 года, внесший массу неожиданностей, и на авторынке России вновь начался период волатильности. Сложившаяся в настоящий момент ситуация является беспрецедентным вызовом для российского автомобильного рынка - риски продолжения экономической изоляции негативно сказываются на темпах роста экономики страны и покупательной способности граждан. Опять же индикатором негативных процессов выступает автомобильный рынок.
Авторынок страны сжался (около 60%), и по итогам 9 месяцев Россия «провалилась» на 6 место в европейском рейтинге, оказавшись между Испанией и Польшей.
Однако, несмотря на весь этот негатив, у российской автоиндустрии и авторынка есть определенный запас прочности, который должен позволить ей вернуться в среднесрочной перспективе к показателям 2018-2019 гг.
Главный вопрос, удастся ли вернуть утраченные позиции доковидных лет? Сегодня очевидно, что восстановление российского авторынка будет затяжным. Прогноз, озвученный специалистами АА «Автостат», свидетельствует, что продажи вряд ли уже вернутся к «досанкционным» с годовыми значениями в 1,5 млн новых машин, поскольку для этого нужно, чтобы и цены «откатились» на прежний уровень, а это вряд ли случится. Наиболее реальный сценарий видится в достижении рынком отметки в 1 млн штук в перспективе 2024-2025 гг.
В августе 2022 года были обнародованы прогнозы Минпромторга РФ, где декларируется достижение уровня продаж в 1,6-1,7 млн автомобилей к 2026 году (из которых 1,5 млн - легковые машины). Теоретически это задача достижима, в свою очередь, если на покупательскую способность и доходы населения не обрушатся новые факторы воздействия с негативным оттенком. Такие как ухудшающаяся экономическая ситуация в стране, возрастающее давление санкций, изоляция и т.п. Ведь при этом нужно понимать, что санкции никто не снимет, давление на экономику страны будет нарастать, а это все вместе вряд ли будет способствовать быстрому росту экономики и благосостояния населения. Осторожно спрогнозируем, что к «досанкционным» значениям 2018-2019 российский рынок может и не вернуться, а как в указанный период найти свою точку равновесия, правда ниже, чем в доковидные годы. Будет ли это значение на уровне 1,0 млн, или 1,2 млн, сегодня никто не скажет.
Уважаемые читатели! Какой прогноз на ваш взгляд наиболее вероятен в ближайший перспективный период нескольких лет?
Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz