Я один из тех, кто принимал и принимает участие в создании и работе трёх очень интересных площадок дополнительного образования в нашем регионе. Эти площадки ставят перед собой очень амбициозную цель - вырастить и воспитать инноваторов, способных совершить определенные технологические прорывы. Речь идет о двух детских технопарках и образовательном центре для одаренных детей и молодежи, это уникальные образовательные пространства со своими особенностями, подходами и принципами работы. Вместе с командой коллег мы пробуем разобраться в том, что мешает такому образованию? Как и чему нужно учить в подобных центрах и какой должен быть педагог?
Данной темой начал заниматься более 10 лет назад, когда еще работал над диссертацией по разноуровневой политехнической подготовке старшеклассников. Эта тема не потеряла свою актуальность и по сей день.
Один лишь факт о сокращении количества старшеклассников, которые выбрали в качестве одного из предметов единого государственного экзамена физику - свидетельствует о важности этой проблемы. А это те школьники, которые потенциально могли бы совершить такой технологический прорыв, очень нужный для нашей страны. В этом году количество таких выпускников школ по данным Рособрнадзора сократилось до минимума за последние 10 лет и составило всего 16.8% , хотя в прошлые годы процент был гораздо выше.
Для уверенного, безопасного и благополучного будущего нашей страны мы должны уже сейчас понимать, как эту ситуацию изменить. И речь идет не о конкретных шагах и приемах, которые многие хотят получить, а в формировании понимания значимости этих тенденций и паттернов, которые повлияют на принятие нами различных, но правильных решений в различных сферах деятельности нашей с вам деятельности.
Вместе с этим не очень приятным фактом следует отметить несколько достаточно серьезных вызовов, которые сегодня стоят перед системой образования, перечислим наиболее значимые из них.
Нестабильность и хрупкость мира. Все заметили, что горизонт планирования резко сократился и события последних двух лет это только подтверждают. Нам очень сложно планировать и продумывать стратегию на несколько лет вперед. И эту данность нужно принимать и готовить к ней молодежь.
Делегированная память и делегированный интеллект. Уже есть авторы, которые отмечают появление таких понятий как делегированная память - это последствия использования Интернета. Молодые люди сегодня понимают, что всегда могут обратиться к мировой сети для того, чтобы получить любую информацию и сейчас уже нет необходимости ее запоминать. И точно также мы доверяем различным информационным системам выполнять за нас различные интеллектуальные действия - начиная с математических вычислений, заканчивая созданием изображений и многого другого. Это сказывается на мотивации к изучению, например, математики.
Отсутствие потребности в запоминании больших и сложных объемов разной информации определяет переход от образования запоминания и к образованию понимания. И вот как раз физика является одной из таких наук, которую нужно понимать, без понимания нельзя правильно решить задачу. Современному миру не нужны отличники, которые зазубрили информацию, а нужны те, кто будет понимать и мыслить.
Эти особенности современного мира определяют ряд ограничений в которых нужно строить современную систему образования. Сейчас некоторые авторы выделяют четыре таких системообразующие модели или парадигмы:
Когнитивная - эта парадигма основывается приоритете передачи знаний от учителя к ученику. В соответствии с этой парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления. Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей.
Личностно-ориентированная парадигма. Особенностью этой модели является то, что центром образования является человек, как личность, как самостоятельный и ответственный субъект, который отвечает за свое развитие.
Функционалистическая - это можно сказать обратная предыдущей модели, она основывается на значимости социального заказа общества на образование, практически без уделения внимания личности учащегося. Она исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры. Эта парадигма очень востребована и развивается в негосударственном и корпоративной образовании.
Культурологическая - в этой парадигме образованность выделяется в качестве ценностно-целевого объекта культуры. Образование рассматривается как надстройка над системой моральных и духовных ценностей. В соответствии с этой моделью необходимо формировать культуросообразное содержание образования, в образовательных условиях воссоздавать культурные образцы и нормы жизни, опережающее современное состояние общества. Закладка ценностных установок является важной задачей этой модели.
Если рассуждать о том, каким должно стать образование будущего нельзя однозначно определиться с парадигмой, но с уверенностью можно сказать, что для разных задач и разных категорий специалистов нужно использовать разные модели. Считаю, что интеграция существующих парадигм будет хорошим решением: от усвоения знаний и умений к усвоению образа мира как системы знаний и способов деятельности, к самостоятельному построению образа мира, творчеству и генерированию новых идей. И усложнение используемых подходов должно основываться на возможностях и способностях учащегося.
В условиях интеграции наиболее эффективных практик описанных педагогических моделей следует обратить внимание еще на несколько важных надстроек системы образования которые нужно учесть:
- Современную молодежь нужно учить верифицировать информацию - в настоящее время информации очень много, а находить достоверную становится все сложнее.
- Мы все должны смириться с тем, что непрерывность образования это уже не требование, а данность - ни на одном современном высокотехнологичном предприятии не получится просто работать без постоянного обучения (особенно актуально для IT сферы).
- Непрерывность образования определяет необходимость организации бесшовности образования - мы не должны слышать такой фразы: “Забудьте все чему вас учили до этого момента”. Все знания должны дополняться и аккумулироваться.
- Многообразие образовательного контента и борьба за внимание молодых людей определяет актуальность гибридных и иммерсивных подходов в образовании.
- Образовательные программы должны предполагать обучать способности к постоянным переменам и противостоянию стрессу.
- Проектная и исследовательская работа должна рассматриваться как норма образовательного процесса, а педагоги наставники должны выступать в роли не только трансляторов знаний, но и ценностей и смыслов. Действительно, это очень важно окружить ребенка мотивирующей средой и интересными, идейными людьми.
Думаю, что использование таких подходов позволит вырастить тех, кто совершит технологический прорыв. Если вы замечаете среди своих знакомых таких супер заинтересованных, мотивированных увлеченных людей - познакомьте их, а еще лучше приведите их в такие центры дополнительного образования, о которых я говорил.
В статье были использованы следующие материалы:
- Доклад по образованию будущего ƂУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАВЫКОВ
- Карта трендов образования Глобальное образование 2015–2035
- Материалы лекции профессора СПбГУ Татьяны Черниговской (62) Черниговская. Лекция «Цивилизационный слом: выдержат ли нейронные и социальные сети?»