Сегодня познакомимся с мастером-эмальером Юрием Вилимовым Фробосом, который проработал в кремлевских мастерских, в Золотой палате, около 40 лет — с 1669 по 1708 год. По происхождению герой сегодняшнего поста, как предполагают исследователи, был курляндцем.
За долгие годы работы в Золотой палате Юрий Фробос создал множество великолепных предметов. Первое известное произведение — золотая, украшенная эмалью тарель, выполненная в 1675 году для царя Алексея Михайловича. Между прочим, на оборотной стороне произведения мастер оставил свой автограф, а это большая редкость среди предметов живописной эмали XVII века.
Среди других шедевров, созданных Фробосом, которые хранятся в Музеях Московского Кремля, — два оклада на напрестольные Евангелия, созданные в 1678 году, над которыми он трудился вместе с десятком других мастеров, и великолепный золотой складень 1688 года, на торце которого имеется нанесенная канфарением едва заметная надпись Georg Frobos.
Известно, что по-русски Юрий Фробос не писал, в его расписках, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), русские слова переданы латинскими буквами.
Исследователи предполагают, что Юрий Фробос также трудился над окладом иконы «Богоматерь Грузинская», тарелью Алексея Петровича 1694 года, потиром 1684 года, вложенным царицей Натальей Кирилловной в Калязинский монастырь, Шапкой Алмазной царя Ивана Алексеевича 1687 года и наперсным крестом царя конца XVII века Петра Алексеевича.
.
© Музеи Московского Кремля