Это было в 60-ые годы прошлого века. Наша Ниночка быстро уже к 10 годам поумнела, и стала по уму взрослой девочкой. Интересно, как я это понял. Оба наших ребенка, несмотря на то, что они разного пола, спали в одной комнате. Я приходил к ним, когда они уже уложились спать, и читал им книжки. Вот я пришел, и девочка сказала: «Папочка!» Я по тому, как это было сказано, с каким выражением, с какой интонацией, понял, что девочка уже взрослая.
Ниночка училась в школе, которая была рядом с нашим домом, и у нее было много подруг, ее одноклассниц. Она с ними крепко сдружилась. Девочки это умеют и любят. Вообще девчонки умеют не только многое делать лучше мальчишек, а и любить тоже.
А у нас в это время появилась своя собственная 8 мм кинокамера, которые только-только поступили в продажу. Эта покупка произошло благодаря моей супруге, по ее инициативе.
Раз есть кинокамера и проектор к ней, то надо и фильмы снимать. И мы снимали, несмотря на то, что это в те годы было невероятно затратно, как по деньгам, так и по времени.
Проще всего было снимать документальные фильмы про нашу жизнь и путешествия во время отпуска.
вот один из таких фильмов
Но нашим дамам этого было мало. Им надо было снимать и игровые фильмы с придуманным сюжетом и артистами.
Артисты, благодаря Ниночке, были у нас под рукой, и играли свои роли с большим удовольствием. Артистами были Ниночкины школьные подруги, которых Ниночка приводила к нам домой, чтобы сочинять, выбирать сюжет, делать костюмы героев фильма, сооружать декорации, примерять костюмы, репетировать сценки, сниматься в кино и смотреть готовый фильм.
Девочки с большим удовольствием делали все. Они делали для себя костюмы героев выбранного сюжета. С большим удовольствием и хохотом наряжались в костюмы, которые было, порой, невозможно надеть, с радостью снимались в кино. Но главная радость и хохот был при просмотре готового фильма. Ох! С какой радостью девочки его по много раз смотрели.
На пленке 8 мм звук не записывался, а наше кино 8 мм было звуковым. Девочки, смотря фильм озвучивали его своими голосами.
Сценарий фильма мы брали из журнала «Детский театр», в котором публиковались пьесы для детского самодеятельного театра, описывались костюмы. Были советы по изготовлению сложных костюмов, их одеванию и игры в этих костюмах.
Все было замечательно, но одна проблема была. Нашими артистами были только девочки. А действующими лицами во всех пьесах были не только девочки, а и мальчик. Вероятно во всех самодеятельных театрах артистами были девочки. Это учитывалось авторами пьес. Действующими лицами в пьесах были девочки и такие герои, которых могли играть как девочки, так и мальчики. Это крокодил Гена, Чебурашка, зайчики, поросята, медведи, волк, лиса, а также и шкаф, будильник, полушка, мочалка, елочка.
Елочкой у нас была девочка, обвитая еловыми ветками так, что девочку среди них не видно. Она была удивительно похожа на елочку. Девочки обожали этот костюм. Елочками девочки были во всех пьесах, где для всех девочек не хватило ролей.
Но все же во всех пьесах один мальчик был, и не просто был, а главную роль играл. Роль этого мальчика было некому играть, кроме девочки. С этим у нас не было проблем. Всегда находилась девочка, желающая играть роль мальчика, и с удовольствием ее играла. Играла удивительно хорошо. Ничуть не хуже мальчика, а даже лучше.
Вот мы выбрали пьесу. В ней главный герой пионер Петя. Остальные герои пьесы девочки, медведь, лиса, заяц, шкаф, елочка. Вдруг, при распределении ролей никто не выразил желания играть роль пионера Пети.
Я понял это так, что девочкам надоело играть мальчишек. Поэтому в этот раз я решил девочкам помочь с ролью главного героя. Я сказал девочкам:
– Вы тут пока поиграйте, а я пойду к себе, переделаю роль пионера Пети на роль пионерки Лены, и мы продолжим.
Пошел переделывать, Сначала все было хорошо, а потом пошли обращения Пети к девочкам типа: «Мы, мальчики, так не поступаем..» Как их переделать на Лену? Никак. Можно только убрать. Но слишком много надо убирать. Ничего не остается. Я задумался над тем, что делать, а время идет. Я сидел в раздумье.
Пока я корпел над пьесой, ко мне подошла Ниночка, и пригласила меня в комнату к девочкам. Пришел, а Ниночка, показывая мне на мальчика с пионерским галстуком, говорит:
– Папочка! Вот тебе пионер Петя.
Действительно, я с удивлением увидел мальчика.
– Откуда Вы мальчика взяли? Как он здесь очутился? Ведь к нам никто не приходил.
– Что ты, папочка! Как ты не видишь? Это не мальчик, а Оля Сысина, которую мы одели, загримировали мальчиком. Она подстрижена «под мальчика», и мы решили ее сделать пионером Петей. Как ты Олю не узнал?
– Не узнал. И теперь не узнаю. Неужели это Оля!
– А у нас сегодня новая девочка Ирочка Лебедева. Это ее работа. Она Оле личико подкрасила под мальчика, и прическу ей изменила. Она это умеет.
Мы стали репетировать пьесу впервые с настоящим мальчиком, так как Оля была не только похожа на мальчика, а и вела себя так, будто бы она мальчик. Девочек это веселило.
Под конец репетиции вернулся домой брат Ниночки Игорь. Он очень удивился мальчику, и решил с ним познакомиться:
– Меня зовут Игорь, а тебя?
– Я Петя.
Мальчики пожали друг другу руки.
– Петя, а почему у тебя такие длинные волосы, как у девчонки? Тебя же за девочку могут принять!
Девочки и я в том числе, ожидали, что Оля ответит: «А я и есть девочка! Ты что, не видишь!» Но Оля решила не выходить из роли мальчика
– Не люблю парикмахерские. А за девочку пусть меня принимают. Я этого не боюсь! Чем это плохо?
Девочки не ожидали столь смелого ответа, и их одолевал смех. Они пытались сдерживать смех, но смех обладает нехорошим свойством. Чем больше его сдерживаешь, тем больше хочется смеяться. Девчонки не сдержались и как прыснут хохотом.
Игорь сказал:
– Вот, видишь, девочки смеются. Они над тобой смеются, над твоими длинными девчоночьими волосами. Состриги их.
– Девчонки не надо мной смеются. В моих длинных волосах ничего смешного нет. Им просто весело.
– Ну, как же не над тобой. Смотри, как они на тебя пялятся во все глаза, хохоча над тобой!
– Ну и пусть они хохочут. Давай о них и поговорим. Вон их сколько собралось вокруг нас, мальчиков, а мы на них внимания не обращаем.
– А, чего о них говорить. Девочки, как девочки и все.
– Ну, как все. Вообрази, что ты вдруг стал девочкой на один день. Чтобы ты стал в первую очередь делать, став девочкой?
– Не знаю. Наверное к зеркалу бы пошел. А ты? Что ты стал бы делать, став девочкой?
– Я бы хохотать стала! Вот, как девчонки весело смеются, не зная над чем. Им просто весело! Мы - мальчишки так не умеем, а жаль.
Девочки снова расхохотались. Я сказал:
– Репетиция закончена. Особенно хочу отметить и похвалить нашего нового мальчика Петю, отлично сыгравшего свою роль. А теперь все по домам. Я вас провожу.
Девочки опять прыснули хохотом и пошли одеваться.
Игорь сел за свой стол учить уроки.
Провожая девочек, я обратил внимание на то, что Оля Сысина идет домой мальчиком. Она объяснила это тем, что хочет родителям показаться мальчиком. Ее так хорошо сделали мальчиком, что жаль это разрушать. Пусть хоть родители посмотрят.
Пишу эти строки, вспоминая, как это было, какое наслаждение мне это доставляло. А в ушах у меня звучит фраза: «Я иду из города, а живу в лесу». С этой фразы начиналась пьеса, которую у нас дома ставила девушка. Эту девушку привела к нам домой Ниночка вместе со своими девочками. Девушка проходила педагогическую практику в их школе. Девчонки ей все уши прожужжали про наши пьесы, и она решила нам помочь.
Помогла невероятно!. Я стеснялся девчонок, и ничего от них не требовал. Да я и не знал, что надо требовать от артистов, которые и так стараются, как могут и все делают с удовольствием. Даже в неудобных костюмах, которые еле-еле надеваются, мучаются с удовольствием. Как получается, так и получается. Вмешаться в игру и поведение девочек я считал для себя недопустимым.
Но эта девушка так не поступала, а взяла бразды правления в свои отчаянно смелые руки. Фразу начала пьесы я запомнил, и она вертится у меня в голове, так девушка заставляла Олю повторять ее много, много раз, пока она не зазвучала точно так, как ей было надо. Она заставляла девчонок повторять сценки, диалоги и монологи, показывая сама, как это надо делать и говорить.
Передо мной была не девушка, а сам Станиславский со своим «Верю! Не верю!». Она и меня гоняла по полной. В этой пьесе героями были медведь, волк, лиса, елочка. Я помогал девочкам делать костюмы и делал маски из папье-маше, чему научился еще в изошколе. Наш Станиславский потребовал от меня много раз переделывать маски, чтобы они девочкам стали удобнее и лучше соответствовали мордам героев.
Замечательная школа настоящего режиссера. Для меня это был хороший урок, но он не пошел мне впрок, так как у меня не было необходимой режиссеру смелости вести себя с артистами, да еще и с девочками, бесцеремонно, как вела себя с ними эта девочка – Станиславский. Но я узнал много и про девочек. До чего же они покладистые и послушные.
Мы переехали в другую квартиру, которая была далеко от прежней. Ниночка пошла учиться в другую школу. Несмотря на это, ее подруги продолжали приходить к нам домой за тридевять земель, для подготовки и создания фильмов с фантастическими сюжетами и костюмами.
Как-то, когда все Ниночкины тогдашние школьные подруги и она закончили школу и Институты и уже работали, Ниночка собрала всю кампанию у нас дома, и показала им наши фильмы. Радости и смеху было также много, как и прежде. Девочки перенеслись в свое детство, и радовались, как дети, хотя их одолевали со всех сторон заботы и тревоги взрослых женщин.
К сожалению, все наши игровые фильмы были выкинуты на свалку. Это сделали наши уборщики, которые приняли за мусор картонную коробку, полную фильмов. Чудом сохранился лишь один игровой фильм, но не с этими девочками, а с племянницами Нелички. Этот фильм оживлял серию картинок Бидструпа о том, как девушка постепенно шаг за шагом обольщала молодого человека, пока не добилась полного успеха. Роль молодого человека, сопротивляющегося женским чарам, блестяще играла одна племянница.
Представить наше кино можно по китайскому фильму, который здесь.
В этом китайском фильме те же самые проблемы, что и в нашем кино. Среди артистов мальчиков нет. Участвуют только девочки, а среди героев фильма есть, как всегда, один мальчик. Есть и один взрослый герой, а среди артистов только дети. Взрослого героя прошлось играть руководителю кружка. Декорации весьма скромные, как это и у нас было, а костюмы шикарные. Девочкам кружка гораздо легче делать костюмы, чем декорации. Тоже было и у нас. В конце пьесы все действующие лица снимают свои маски и представляются зрителям каждое действующее лицо по очереди. То же самое было и у нас. Только в результате этого представления артистов видно, что все артисты девочки. Мальчик, настоящий мальчик, про которого по его игре не скажешь, что это девочка, тоже оказался девочкой. Так и у нас было. Пионер Петя и у нас выходил к зрителям девочкой.
Обратите внимание, как хорошо роль мальчика исполняет китайская девочка. Наши девочки играли не хуже, получая от своей игры массу удовольствия, не боясь переигрывать, целиком вкладываясь в роль.
КОНЕЦ
Продолжение следует
Предыдущая серия: