Отзыв на фильм участника киноклуба "Против течения" - Романа.
И Хормазд сказал Духу Разрушения: «Установим время, чтобы согласно этому договору битва длилась девять тысяч лет». Ибо он знал, что ограничив срок таким образом, он делает Дух Разрушения бессильным. И Дух Разрушения, не видящий конца, принял этот договор, и это было подобно тому, как два человека, которым предстоит поединок, назначают срок: «Давай в такой-то день сразимся до наступления ночи».
Бундахишн
Смертная скука, порождаемая зацикленностью западной цивилизации на технических достижениях, а не на духовном росте, со всей очевидностью явлена нам в фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Ощущение это усиливается характерной для картины затянутостью сцен и весьма странным акцентом на многочисленных эпизодах приема пищи. Они проходят «красной нитью» через весь фильм, приземляя его и низводя до бытового уровня.
Всепроникающая скука человеческого существования по ходу фильма разрастается и усиливается, контрастируя с технологическими достижениями, которые достигает человечество. Своеобразным символом такого контраста является выполняющий физзарядку астронавт, монотонно бегущий в невесомости внутри сферы корабля, начиненного последними достижениями техники. Сцены пробежки сняты подчеркнуто тщательно, с различных ракурсов. Как ни посмотри, ни дать ни взять — белка в колесе. В этом видно своеобразное проявление идеи уробороса, являющейся одной из основ западной цивилизации.
Эта идея проявлена в построении всего фильма: он начинается с аккордов симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», отсылающей к «вечному возвращению» Фридриха Ницше. Зацикленность на пище подчеркивает всесилие природной необходимости: в начале фильма показана трапеза предков человека, в середине — ряд сцен космического «общепита», а в конце утонченный обед одинокого, одряхлевшего, потерявшего интерес к жизни астронавта. Черный монолит, появляющийся в ключевых сценах, лишь усиливает ощущение неизбежности подчинения человека неподвластным ему законам бытия, предопределенности человеческого существования.
В интерпретации Кубрика развитие производительных сил ограничено кольцом уробороса: чем выше технологические достижения, тем ниже человеческие. Это подчёркнуто музыкой. В начале фильма под классическую музыку Рихарда Штрауса происходит вочеловечивание обезьяны, в середине под вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» проплывают космические корабли, а в итоговых сценах место музыки занимает тишина.
Более того, в финале человек выкидывается за ненадобностью в загробный мир. Прибывший на Юпитер астронавт входит в этот потусторонний мир через зеркало (между прочим, вполне в соответствии с фольклорными традициями). Это антижизнь, её противоположность. В подчеркнуто стерильном пространстве всё перевёрнуто: вместо потолка свет исходит от пола, в нём человек (существо общественное) обречён на одиночество.
Немаловажно, что всех его спутников убил суперкомпьютер HAL 9000 (по-английски звучит так же, как Hell — ад), обладающий более совершенным интеллектом, чем человек. Между тем место, где проводит свои последние дни астронавт, не является адом в христианском понимании. Появляющийся в нём монолит прочит неизбежный переход на другой уровень «вечного возвращения», своеобразную реинкарнацию, свидетельством чему становится человеческий эмбрион, возникающий в финале на месте лежащего на смертном одре астронавта. Это не что иное как явление «беременной смерти» и пресловутое гностическое возвращение сверхчеловека в нематериальный, непроявленный мир.
В зороастризме (а фильм явно отсылает к Заратустре) дух разрушения Ахриман (Анхра Манью, порождение сомнений, властитель материального мира) правит миром 9000 лет (неспроста в фильме есть HAL 9000), а добрый дух Ахура Мазда (Хормазд, властитель духовного мира) будет править миром следующие три тысячи лет.
Если дух разрушения, вторгшийся в мир, ещё можно ассоциировать с ПК и цифровизацией, то с проявлением духовного мира в фильме Кубрика проблемы. Никак нельзя считать существование астронавта в антимире после победы над суперкомпьютером следствием победы духовного мира. Его нет как такового — в западной цивилизации, насквозь пропитанной приоритетом материального, места гуманизму остается всё меньше, и режиссёру просто нечего предъявить зрителю кроме гностической «духовности».
==
Роман
==
- Наш киноклуб в ВК: https://vk.com/kinoklub21
- В инстаграм: https://www.instagram.com/kinoklub21/