Найти тему

Должна ли бронетехника сухопутных сил уметь плавать???

 В рамках рассмотрения альтернативных вариантов развития советской бронетехники 1930-хх гг. хотелось бы посмотреть на целесообразность производства для собственой армии 4243 легких танков.  Т-38 (изготовлено 1432шт.)  и Т-37   (изготовлено 2641шт). 180танков Т-40. В принципе данные машины весом в 3,3-3,5т следует отнести не к легким танкам, а к легчайшим, поскольку, их ТТХ не имеют аналогов в мире. Позднее, восле ВОВ, плавающие танки были представлены  более скромно:  однин ПТ-76 выпускавшийся очень ограничеными  партиями 3039шт за 16 лет из них 2000шт. проданы на экспорт!  Зато все советские БТР и БМП обязаны были уметь плавать. 

  Давайте попробуем понять насколько необходимо требовать от бронетехники сухопутных сил способнось плавать. 

 Вернёмся в 1930-е годы. Начнем с назначения. Задача плавающих танков - с ходу форсировать водную преграду и сразу вступить в бой, обеспечив захват пладсдарма. В случае отсутствия сопротивления противника совершить развед рейд и занять максимальную територию. Альтернативный вариант это форсировать водную преграду силами пехоты оснащённой плавсредствами, а затем подтянув понтонные парки и мостоукладчики переправить тяжелую технику. 

  Рассмотрим вариант плавающей бронетехники. Здесь мы видим главное ее преймущество - форирование реки сходу. Но это в теории, а на практике такой подход - чистой воды лотерея. Все зависит от того удастся ли нам выбратся на противоположный берег и справится с течением, ведь скорость на плаву, по паспорту, у плавающего танка Т-38 всего 6 км/ч. А скорость течения реки может быть 0,7-1,4м/с или 2,5-5км/ч! Кстати использование плавающей бронетехники в боях, до момента форсирования преграды, значительно снизит вероятность удачной переправы ведь техника может в бою получить пробоины в корпусе, через котрые будет проникать вода, а запас плавучести плавающих танков  минимален. Без тщательной разведки береговой линии мы рискуем либо завязнуть в слабых грунтах, либо не выбраться на противоположном берегу на сушу из-за того, что у техники не хватит геометрической проходимости для преодоления крутых берегов, оврагов, нагромождения валунов. То есть, тратить время на тщательную разведку все равно придется. Теперь отностительно доступности мест переправ. Как правило места удобных переправ хозяйственно освоены там есть соостветствующая инфроструктура и соответственно противник будет старатся их блокировать. Неосвоеные места, на которых можно переправится, нужно еще поискать, даже на своей територии. Для этого нужно время. То-есть, даже для плавающей бронетехники нужна тщательная разведка и желательно  силами пехоты, вернее специальных частей  - частей  инженерной разведки. Никакие плавающие танки частям инженерной разведки не помогут. Части инженерной разведки нужно оснастить легкими переправочными средствами для  мелких групп солдат, которые непосредственно высадятся и  осморят берега пройдя по ним и, что называется, "пощупав". Беглый осмотр серез смотровой прибор или высунувшись из люка бесполезен.  Что  может помочь разведке, вернее в случае внезапного столкововения с противником позволить быстро уйти назад, - это тяжелобронированная бронетехника с сильной артиллерией - которая выйдя максимально близко к берегу прикроет разведчиков огнем. Именно сильный ударный кулак с мощной артиллериней способной устроить огневой мешок противнику на противоположном берегу гораздо лучше обеспечит форстрование, чем наличие плавающих машин с 9мм броней и ручным пулеметом. 

 Допустим нам повезло и мы с ходу проскочили на противоположный берег. Как можно использовать плавающую бронетехнику там? Давате посмотрим на ее ТТХ. 

Танк Т-38 вес 3,3т.; 40км/ч; 2чел. 

Вооружение 1х7,62мм

Броня лоб борт корма 9мм

                                башня 8мм

                   дно и крыша 4мм.

Цена 33тыс руб. 

 Как видим при удовлетворительной подвижности танк очень слабо воооружен - практически это пулеметная танкетка. Так, что оказать серьезное огневое воздействие на противника он не сможет. Дальность эффективного огня будет состовлять макстмум 400м и опасен он будет только для незалегшей пехоты. 

 Защита танка очень условна и защищает его только от обычных - не бронебойных пуль и осколков гранат. [Пули немецкого ручного пулемета МГ-38 побивают на  стальной лист  - 5мм на 500м на дистанции 300м - 10мм]. 

Обычная винтовка солдата вермахта  патроном 7,92х57 Mauser  c бронебойной пулей S.m.K.Н. (Spitzgeschoss mit Hartkern) пробивает 20мм брони на 500м

Таким образом спрятовшийся в кустах немецкий пулеметчик или рассредоточившийся на местности пехотный взвод вермахта легко превращает наш плавающий танк в кухонную утварь  для откидывания макарон. Стоимостью 33 тыс. руб. 

То есть, ни нанести серьезное огневое поражение противнику, ни действовать под его огнем довоенные танки не могли. Им нужно мощное артелерийское прикрытие. А при наличии такого прикрытия достаточно и пехоты с  не бронированой техникой.

 Ведь, нужно понимать, что для обеспечения плавучести однозначно нужно жертвовать бронированием и вооружением. Давайте сравним плавающий Т-40 так и оставшийся опытным  имевший противопульную защиту  и (сухопутный Т-60):

Броня лоб  15-20мм(30-35мм)* 

Башня 15-20мм(25-35мм)

Наклонный лист лба (крыша лба) под углом 70° 10мм  (15мм)

Борт 13-15мм (15мм весь

Корма 13мм (10-25мм при этом 10мм лист расположен под острым углом 76° более остром, чем у Т-34)

Дно и крыша 5мм (10-13мм)

Маска 10-15мм (20мм)

Вооружение 1х7,62мм 1х12,7мм (1х7,62мм 1х20мм автомат) 

Как мы видим наконец-то отказавшись от способности плавать удалось радикально увеличить толщину брони и обеспечит хотя бы стойкость к обстрелу из винтовки и пулемета бронебойными пулями. Нужно понимать, что броня  20мм это защита от осколков и может пробиватся 20мм зенитной пушкой и даже пртивотанковой пулей, а 35мм это защита от 20мм зенитки, шрапнели полевых 75мм орудий, поставленной на ударное действие и даже 37 мм противотанковой пушки на дальней дистанции - более 700м. 

В дальнейшем, имея те-же габариты и более мощный двигатель сухопутный вариант был модернизирован до уровня Т-70 со следующими ТТХ:

Вооружение 1х7,62мм 1х45мм

Броня 

лоб 35 - 45мм

борт и корма 15мм

Днище и крыша 6-10мм

Башня 35мм

Маска 50мм.

То есть, как только отказались от способности плавать удалось в начале резко нарастить толшину брони, а затем установив еще более тяжелый двигатель и доведя вес до 9т., удалось создать танк с элементами противо снарядного бронирования. 

При этом цена плавающего  Т-40 с противопульной броней - 135 тыс руб сопоставима с эксперементальным пехотным танком Т-50  с 45мм броней лба. 

Какой же может быть  альтернативный вариант форсирования водной преграды. Это в первую очередь развитие инженерных войск. Создание специальных частей инженерной разведки при механизированных соединениях. Оснащение инженерных войск надувными переправочными средствами и плавающими автомобилями  типа Volkswagen Typ 166 имевший скорость на плаву в 10км/ч. Да, они не имеют брони, но способны переправить 4 чел и пулемет который можно укрыть на местности. Пехота переправившиеся на противоположный берег сможет, оставив транспортное средство тщательно осмотреть местность. В случае отсутствия сопротивления противника они имеют возможность провести разведрейд не хуже чем Т-38. При появлении противника они окажут ему сравнимое по огневой мощи с танком Т-38 сопроотивление. А за счет рассредоточения и маскировки могут понести значительно меньшие потери. Кстати стоимость Volkswagen Typ 166 не только меньше Т-38, но даже меньше  тяжелого немецкий  мотоцикла "Цундап". 

 Подведем итог на 01.01.41г. На изготовление 4243шт плавающих танков было потрачено 160мл.руб. Для сравнения, используя эти средства можно было бы изготовить 2,7тыс шт САУ на базе Т-26 с 76мм пушкой. Если вывести их на берег то под прикрытием их огня можно пытатся форсировать водную преграду. 

Для переправы бронетехники гораздо эффективнее использовать понтонно-мостовые парки прикрывая место переправы зенитной артиллерией. При этом зенитная артилерия и неспециализированные, а обычные танки способствуют решению  широкого спектра задач, а плавающие танки практически не эффективны в общевойсковом бою. При этом не нужно большое  количество понтоно мостовых парков - из можно использовать как РГК придавая частям выходящим к водным преградам. Недостаток такого подхода ответственость за форстрование ложится на высшее командование. Оно должно организовать маневр силами и средствами так, что бы обеспечить выдвижение к месту форсирования преграды ударного кулака, с частями  инженерной разведки; подачу туда понтонно мостовых парков. В варианте с плавающей бронетехникой ответственность можно переложить на самый низкий уровень. Доложить на верх, что мы дали войскам очередную "вундерваффе". И на этом основани требовать от дивизий и полков  самостоятельно форсировать водные преграды.