Мы живём в интересные времена. Когда, по крайней мере в книжной сфере, можно смело сказать:
Раньше было лучше!
Да, цифровая эпоха постепенно делает ненужными сами издательства как таковые.
Но они, как и любой бизнес, пытаются выжить. А благодаря известным национальным особенностям бизнеса в нашей стране делают они это, прежде всего, за счет всемерного сокращения расходов.
Что получается в результате и чего ждать от ближайшего будущего? Предлагаю разобраться.
Кто виноват
Об этом я рассказывал в вышеупомянутой статье. Если кратко: издатели, решившие выбрать путь наименьшего сопротивления. Путь уменьшения расходов при падающих доходах. Проблема в том, что дальнейшее уменьшение расходов возможно лишь с потерей качества.
Всех, кого можно было сократить — уже сократили. Всё, на чём можно было сэкономить — уже срезано. Дальше... Дальше начинается ад. Для издателя, читателя и того, что осталось от редколлегии.
Без редактора и корректора
Жить можно, но грустно.
Роль бывшего редактора взяли на себя «литературные площадки нового поколения» вроде «Литнета» и АТ. Есть N тысяч просмотров вашей книги? Она популярна и принята к печати. Как есть.
С одной стороны — да, это проще. И избавляет от человеческого фактора вида «а мне эта книга просто не нравится». Но ведь с другой, редактор же был и человеком, улучшающим книгу, всё-таки принятую к публикации!
А корректор?
Какой корректор?
Корректор теперь не нужен. У автора берётся выгрузка, она подаётся на печатный станок. Всё. Если автор до этого «нанимал бету» и потрудился хоть как-то вычитать свою нетленку, то оно и хорошо. Нет? Да...
Конечно, качество страдает. Но, как я и сказал в начале:
Благодаря известным национальным особенностям бизнеса в нашей стране бизнес спасают, прежде всего, за счет сокращения расходов.
И гори всё синим пламенем!
Оптимизация, стандартизация, унификация
То же самое, естественно, происходит и с «матчастью»:
- Дорогая бумага? Зачем? Берем жёлто-серую, папиросной толщины и «с крапочками».
- Разные форматы? Зачем? Сохраним один «стандарт», и всё будет в нём!
- Хорошая обложка? Зачем? Это ж надо хорошего иллюстратора искать, а их и так не осталось!
Да, вы можете возразить: но ведь та же «Альфа» тоже совершила два первых пункта!
Но разница в том, что она совершила это, чтобы не жертвовать более важным. Вроде редактора, корректора и художника. У них ещё есть шанс на будущее.
А у других издательств — нет
Они уже срезали расходы везде, где можно и нельзя. Что делать дальше? А дальше ждёт тупик. О котором, собственно, я и рассказывал.
Из него можно выйти. Но не тем издательствам, что уже сократили то, что нельзя сокращать. Их ждёт только угасание и закрытие. Так, по крайней мере, вижу я. И, конечно...
Раньше было лучше!
А что думаете вы?
Лайк, подписка, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)