Тоня и Александра дружили со школьной скамьи. Девушки дополняли друг друга, понимали с полуслова, советовались между собой.
Тоня жила с мамой, папу она плохо помнила. Он рано умер, когда девочка училась в начальных классах. Мать полностью посвятила себя дочери, второй раз замуж не выходила, боялась, что отчим обидит ребенка.
Подрастая, Тоня видела, как тяжело приходится маме, которая разрывалась между двумя работами, чтобы дочка ни в чем не нуждалась. Сама мама одевалась очень скромно, ничего лишнего себе не позволяла, но дочери исправно оплачивала кружки и секции, водила её всюду, куда девочка хотела.
Однажды, поздно вечером, когда Тоня уже ложилась спать, к ним зашла соседка. Мать пригласила её на кухню и закрыла дверь, чтобы не мешать дочери.
– Анька, да что же ты так себя изводишь? – говорила тётя Лена. – Ты, наверное, уже забыла, что ты женщина. На кого ты похожа? Посмотрись в зеркало. Себя надо любить, а ты на себя махнула рукой. Расслабься хоть немного.
– Лена, мне ничего уже не надо. Видно, так на роду написано. Приходится тянуть свою лямку и помочь мне некому. Пока сама справляюсь, а там видно будет.
– Да о чём ты говоришь? Справляется она. Тонька у тебя уже здоровая вымахала. Что ж ты её от всего оберегаешь? Пусть по дому пашет, пока ты деньги зарабатываешь.
– Тоня мне помогает, но и взваливать всё на неё не хочу. У девочки должно быть детство. Она на свет не просилась. Я сама её родила, поэтому и вешать на неё свои проблемы не имею права. Девочка должна учиться, пробовать себя в разных направлениях, чтобы ей легче было определиться с профессией. А погрязнуть в домашнем быту она всегда успеет. У неё вся жизнь ещё впереди, и неизвестно, сколько там будет проблем.
– Ой Анька, ну какая же ты глупая. Ты уже сейчас выдохлась, а тебе ещё только 40 лет. Посмотри на меня. Я старше и жизнь хорошо знаю. Я своих детей не баловала. А, когда они женились, поставила себя так, что невестки, хоть зубами и скрипят, а бегают полы у меня моют, и всё, что мне надо делают. А ты всю свою молодость положишь на девчонку, а она тебе в старости ничем не поможет.
– А я и не рассчитываю, что она меня в старости будет обслуживать. И, вообще, хотелось бы умереть на своих ногах в здравом рассудке. Знаешь, давай лучше о чем-нибудь другом поговорим, никто не знает, что нас ждёт в будущем, поэтому и гадать не стоит.
У Саши обстановка в семье была совсем другая. Сестер и братьев у неё не было. Далась Сашенька матери очень тяжело, женщина долго восстанавливалась, и второго ребенка врачи рожать ей не советовали. Родители, а также бабушки и дедушки в Сашеньке души не чаяли. Мама у неё была женщиной спокойной и покладистой. В семье больше командовал отец, но при этом жену свою он уважал и ценил.
Тоня, бывая в гостях у подруги, не раз видела, как отец Саши, Геннадий Васильевич, помогает жене, ходит в магазин, работает на даче, возит всех на выходные в лес, но при этом часто бывает достаточно строгим. Тоня считала семью подруги почти эталоном, ей так хотелось, чтобы и у её матери был муж, который помогал бы ей во всём.
Саша же думала, что отец слишком много командует и угнетает мать. Она видела, что мама почти не принимает никаких решений, обычно соглашается во всем с отцом.
«Амёба она, – часто раздражаясь думала девочка. – Что сказал папка, то и делает, будто марионетка какая. То ли дело, мама Тони. Тётя Аня – женщина сильная, смелая, решительная, и умная. Может и в розетку залезть, и сантехнику починить. Сама со всем справляется. Моей матери далеко до неё. Моя же даже слова отцу сказать не может поперёк, а между прочим, уже давно бы и пора».
Однажды, девочки, возвращаясь из школы, поделились этими мыслями друг с другом.
– Знаешь, – сказала Тоня Саше, – нам просто не на кого надеяться, приходится многое делать самим. Конечно, у меня мама многое может. Бывает, что и меня учит, но я бы хотела, чтобы бы у меня был такой же отец как у тебя.
– У меня отец устроил дома настоящий патриархат. Я такого в своей семье никогда не допущу! – сказала Саша.
– А я о таких вещах ещё даже не думала, – в раздумье сказала Тоня.
Девочки окончили школу, поступили учиться и встречались уже не так часто. Только на каникулах. Но эти встречи были такими желанными и радостными, потому что они сильно скучали.
Тоня поступила в мединститут, а Саша в политехнический.
– Сашка, как тебе повезло! У тебя такой выбор женихов! А у нас в мединституте в основном девушки, особенно на педиатрическом.
– Да, ты права, у нас ребят больше, чем девчат. Не переживай, я тебя с кем-нибудь познакомлю.
– Нет, мне кто-нибудь не нужен, мне нужен такой, как твой папа.
– Ой, ну не знаю, найду ли. У нас же по сравнению с отцом салаги учатся. А папке моему уже ого-го сколько, – ответила Саша, и девочки дружно рассмеялись.
– У тебя уже есть кто-нибудь на примете? – спросила Тоня.
– Нет, я ещё не определилась.
– А у нас и определяться не из кого. Все переживают, что останутся старыми девами, – девчонки снова залились смехом, а потом рассматривали фотографии сокурсников, перебивали друг друга, каждой хотелось рассказать побольше о себе.
На последнем курсе Тоня вышла замуж. Её избранник Игорь получил профессию стоматолога. Он был самым обыкновенным парнем, среднего роста, крепкого телосложения и не запоминающейся на лицо.
Успехом у девушек Игорь не пользовался, а столкнувшись пару раз с неудачами, уже и не старался завоевать их расположение.
Общаться молодая пара начала случайно. Никто из них не предполагал, что между ними могут возникнуть какие-то чувства. А когда они поняли, что друг без друга им тяжело, решили пожениться.
У Саши и тут было всё иначе. Поклонников было хоть отбавляй.
Список рассказов
Рассказ "Самое важное". Часть 1
Часть 2