В 1984 или 1985 году я впервые услышал музыку Metallica, и она мне сразу так не понравилась, что я совсем не понимал, почему эта группа зарабатывает такие огромные деньги на материале, который и в подметки не годится творчеству многих других, гораздо более интересных музыкантов. И только четверть века спустя, случайно прослушав в 2008 году очередной альбом «Металлики», я вдруг сообразил, насколько был неправ.
У каждой рок-группы есть альбомы лучше, есть хуже, есть вообще убойные, а есть сущее гуано. Этого ни у одного музыканта не отнять, потому что музыкант, как, впрочем, и любой художник, – человек хоть и творческий, но часто пишет музыку не тогда, когда ему хочется, а тогда, когда заставляют обстоятельства. Ну, или не заставляют, но что-то записать хочется, хотя давно уже исписался.
Но вот есть в рок-музыке одна группа, у которой нет ни плохих альбомов, ни хороших, а есть просто альбомы одной линии без всяких отклонений по качеству. Конечно же, кое-кто догадался, что это Metallica. Каждый альбом этой группы – это повторение пройденного, только другими красками. И это просто прекрасно, потому что многие меломаны устают, когда их просят назвать любимый альбом той или иной группы.
Интересное видео выступления "Металлики" с Дэйвом Мастейном в 1982 году. Хоть качество так себе, но можно прекрасно увидеть, насколько Дэйв вписывался в группу на сцене
Но только не в случае с «Металликой». У них все альбомы или одинаково хороши, или одинаково плохи, то есть всё их творчество – это один сплошной альбом, и степень интереса к нему варьируется от степени отношения к группе в целом. Для кого-то вся «Метла» - деремо, а для кого-то – сплошной шедевр. Вот лично для меня Metallica до какого-то момента была деремом, почти целых 25 лет я если и слушал что-то из их музыки, то только то, что показывали по телевизору, или если я что-то мог услышать случайно.
А случайно я мог услышать много чего из их музыки, например, на вечеринке или еще где. Metallica у нас всегда была в фаворе, и я неизменно задавался вопросом – почему эти парни зарабатывают миллиарды долларов в секунду, тогда как другие, более крутые рок-группы, довольствуются всего лишь миллионами в час?
Например, если сравнить «Металлику» с теми же «Мегадетами», то «Меги», как мне тогда казалось, круче на порядок, хотя музыка в принципе у них однотипная. Но я Megadeth полюбил сразу же, как услышал их еще в 1992 году (раньше просто не успел). А «Метла» до меня никак не доходила с самого 1984 или 1985 года, когда меня как бы насильно заставили прослушать их первые два диска друзья, притащив их ко мне домой, но только отвратили еще больше.
В общем, целых четверть века я не любил «Металлику», но вот в один прекрасный момент я как бы стукнулся башкой об стену, и мое «металлическое» мировоззрение перевернулось. Мне открылась Святая Нирвана и Последнее Пришествие, и я, наконец, понял, за что миллиарды людей, включая китайцев, обожают «Металлику» и с пренебрежением относятся к «Айрон Мейденам». Да, случилось чудо, но этому чуду предшествовало некое событие.
Как-то в конце 2008 года мне позвонил знакомый владелец музыкального Интернет-магазина и предложил по дешевке прикупить четыре виниловых альбома «Металлики».
Я, естественно, возмутился. Еще чего, на какую-то «Метлу» тратить деньги, пусть даже и копейки! Но он настаивал. Он-то прекрасно знал, что я давно уже собираю коллекцию винила, причем в нее входит не только то, что мне любимо, но и то, что не совсем любимо, но дешево. И он знал моё отношение к «Металлике», но заверил меня, что за такие деньги моя коллекция не только не пострадает, а еще и обретет дополнительный вес. Ведь на наших «тучах» не только в СССР Metallica была редкостью, но даже в 2000-е виниловых их пластинок было днем с огнем не найти.
Короче, предложил он мне четыре альбома на общую сумму – не поверите! - 15$.
1). Kill 'Em All (1983 г.).
2). Master of Puppets (1986 г.).
3). The $5.98 E.P. / $9.98 CD: Garage Days Re-Revisited (1987 г.) – мини-диск на 5 песен и 25 минут (почти LP), каверы на известные рок-н-ролльные хиты.
4). ...And Justice for All (1988 г.) – два диска, то есть двойной альбом.
Несмотря на то, что пластинки были не новые, тем не менее, состояние их было хорошее и даже присутствовали все вкладки к ним. Пластмасса была фирменная американская, и потому 15$ - сами понимаете, это было даром, по 3 бакса за пластинку при стандартной цене в те годы на «тучах» 10$ за диск, да еще это и Metallica, а не что-то там.
Я прекрасно знал, что когда мой знакомый начинает что-то распродавать, чтобы освободить место у себя на складе, он продает по себестоимости, лишь бы побыстрее ушло. «Металлика» у него ушла бы и задороже – охотников было немало, но он предложил ее именно мне, потому что не хотел, чтобы эти пластинки разошлись по неизвестным рукам, а очутились именно в моей коллекции. И, зная мое плохое отношение к этой группе, он меня постарался убедить не отказываться, уверяя, что я не пожалею.
И он как в воду глядел. Я в конечном итоге совсем не пожалел.
Ну, я забрал эти диски домой, прослушал каждый из них отдельно, не очень вдохновился и поставил их в свою коллекцию рядом с Марти Фридманами, «Мановарами» и «Ван Халенами» (на «американскую» полку). Но буквально через пару недель я оценил это приобретение по-настоящему, и случилось это так.
Как-то в такси я вдруг услышал какую-то инструменталку какой-то металлической группы. Она мне так понравилась, что я поинтересовался у водителя – что это играет? И он мне сказал, что это последний альбом Metallica «Death Magnetic» за 2008 год. Ну, я прибежал домой, полез в Интернет и вынул оттуда весь этот альбом. Инструменталка при повторном прослушивании оказалась еще прекрасней, но что было более знаково – мне показался чересчур шикарным и весь альбом. Я слушал песню за песней, и, как говаривал Ильф Петров, аж заколдобился. Этот альбом обрушился на меня стремительным домкратом, и я наконец-то понял всю суть этой несчастной «Металлики».
Оказывается, это не «Металлика» была плохой группой, а я был плохим меломаном. И когда стремительный домкрат «Death Magnetic» каждой из своих 10 песен прошелся домкратом по каждой моей мозговой извилине, я стал совершенно другим человеком, то есть правильным меломаном, а не обычным привередой. И если я раньше «Металлику» совсем не ставил в один ряд с однотипными ей «Мегами», то теперь мне пришлось согласиться с тем, что деревенский вокал Хетфилда все же круче соловьиных трелей Мастейна. И хотя Хэммету до Фридмана по звучанию гитары как от Бреста до Пекина, тем не менее, как художник Фридман идет следом за ним, а не впереди.
Ну, в общем, что еще рассказывать? Я повытаскивал из Интернета все остальные альбомы «Металлики», которых у меня не было на винилах, и стал заслушиваться. И оказалось, что нет у этой группы ни плохих альбомов, ни хороших – все они просто прекрасные, хоть каждый последующий записывался совсем в другой тональности. И я до сих пор не могу понять, почему на меня так подействовал именно альбом 2008 года, а не какой-то другой, начиная с самого первого, как по-моему, самого забойного.
На видео: "Металлика" в Москве в 1991 году
Помню, как я читал критику на два альбома группы «Load» (1996 г.) и «Reload» (1997 г.), и там эти два шикарных произведения чехвостили так, будто это было какое-то такое упадочное гуано, совсем «Металлике» не свойственное. Но как по мне, то ничего не свойственного я в этих альбомах не вижу, как, впрочем, и в «St. Anger» (2003 г.), которому тоже от наших отечественных критиков досталось порядочно. Прекрасные три альбома, ничем не хуже тех, которые почему-то называют «классическими». Как по мне, то любой альбом «Метлы» - классика, даже последний «Hardwired... to Self-Destruct» (2016 г.), на который тоже навешен какой-то ярлык «упадочности».
Итак, резюме будет такое.
Metallica – это целый музыкальный мир, и если кому-то покажется, что я открыл Америку, то пусть учитывает, в каких условиях я ее все же открыл. Мне ведь эта группа не попалась на глаза недавно, я был знаком с ней практически с самого начала ее существования, по крайней мере, с того момента, как ее пластинки начали появляться у нас на «тучах» в первой половине 80-х. И я целых четверть века варился в атмосфере медийных успехов этой группы, но никак не хотел понять, в чем именно эти успехи заключались.
Но и на старушку, как говорится, бывает прорушка, поэтому если не нравится какая-то группа, то никогда не надо говорить «никогда». Помню, как я плевался с «Мановаров», с «Марцэфул Фэйтов», да и «Хэлловин» мне довольно долго казался обычной металлической попсой. Но очень скоро я врубился в эти шедевры мирового металла, и сегодня они – одни из моих самых любимых в этой сфере.
На видео: так выглядела "Металлика" в 2022 году
Но они не доходили до меня целых 25 лет, как Metallica, я их раскусил все за считанные годы, и вот в этом и странность, потому что «Металлика» оказалась круче всех этих шедевров вместе взятых. И чтобы это понять, мне потребовалось столько времени. Ужас просто.
В общем, если что, то прошу сильно не ругать меня за некоторый сумбур моих мыслей в этом повествовании, потому что чюкчя не писатель, а чюкчя - рокер-хардрокер, и ни в каких универсариях я писательскому ремеслу не обучался. Но в следующих своих публикациях я планирую приступить к рассмотрению всех альбомов «Металлики» по очереди, и если кому интересно это мое начинание, то напишите в комментариях, с какого именно альбома лучше начать. Я их знаю все наизусть, и могу каждый из них описать даже с закрытыми глазами.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Megadeth «Countdown to Extinction», 1992 г. Как Дэйв Мастейн решил заработать на любителях попсы
Сколько зарабатывают на концертах в США такие рок-монстры, как «Black Sabbath», «Metallica», «Iron Maiden» и другие?
Дэйв Мастейн накрал в «Megadeth» 200 миллионов долларов, а у него в декларации всего лишь 20. Куда делись деньги?
Стиль «хэви-метал» розлива 80-х годов изобрели в 1974 году одновременно группы «Sweet» и «Judas Priest»
«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла