О чем напишут в будущих учебниках истории
…Сразу не вспомнить, кто первый из зарубежных кремленологов высказал идею о том, что Путин «для сохранения собственной власти способен развязать небольшую победоносную войну». А может и не из зарубежных, а из наших доморощенных либералов.
А может быть на ум приходит, что более ста лет назад министр внутренних дел России В. К. Плеве накануне русско-японской войны 1904— 1905 гг. заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».
И вот 24 февраля сего года разразилась специальная военная операция. Честно говоря, несмотря на высказывавшиеся ранее конспирологические версии, эта операция для очень многих стала неожиданностью.
И все же сохранение политического режима не является причиной этой войны с Украиной от слова совсем.
Да, конечно, «проблема 2024 года», связанная с предстоящими выборами президента, незадолго до нынешнего года, вызывала мандраж и российской элиты, и бюрократии, и всей вертикали власти, поскольку создавалась некоторая неопределенность: действительно ли Владимир Владимирович пойдет на новый срок, или уже можно искать глазами нового верховного руководителя? Опять же на Западе, если судить по средствам массовой информации, утвердилось стойкое, почти религиозное убеждение, что строптивую политику России, без устали создающую проблемы для США, можно повернуть вспять, если свергнуть… виноват, переизбрать со своего поста В.В. Путина. Это убеждение горячо поддерживали мечтающие о возвращении «святых девяностых» остаточные группы радикальных либералов… или либеральных радикалов… Ну, в общем, все понимают, о ком идет речь – сейчас они, как Ленин в эмиграции, живут мечтами.
Увы, ничего из этого на самом деле не могло быть причиной для российско-украинского конфликта.
Во-первых, режиму власти Путина и так ничего не угрожало. Во-вторых, даже если и угрожало бы, для сохранения этой власти вовсе не требовалось начинать войну с Западом на землях Украины. Вон Зеленский для сохранения своего режима не только не ссорится с НАТО, а совсем наоборот. И многие из постсоветских еще.
В третьих, если вспомнить все судьбоносные решения Путина за двадцать лет своего правления, то нетрудно установить, что они всегда повышали личный рейтинг президента, а это значит, что эти решения совпадали с надеждами и чаяниями российского общества. Можно утверждать, что эти решения выносились потому, что вся Россия ждала их, и как-бы подталкивала президента к их принятию.
Вспомним историю с Крымом. В 2014 году и сами крымчане, и все россияне настолько были настроены на воссоединение, что Путину (неважно, что президентское кресло занимал Медведев, все знали, кто был главным) просто не простили бы , если бы он не воспользовался моментов.
И так было всякий раз, не считая некоторых редких исключений. Россией не Путин управляет, это она управляет Путиным.
И это, наконец, стали понимать умные люди на Западе. «Те, кто хочет убрать Путина, ошибочно полагают, что тот, кто его заменит, будет более склонен к миру или западной философии, но я думаю, что это маловероятно. Кремль — это не Олимпиада для славных парней», — сказал Маск в своем канале в Twitter (заблокирован в РФ).
Илон Маск, если что. Это он в последнее время взял привычку выбалтывать то, что у многих людей из западной элиты на уме.
Таким образом, «проблема 2024» рассосалась сама собой. Нет такой проблемы. Борьба за власть – мелочь для истории, если только она не оформляет более глубинные, геополитические сдвиги.
В будущих учебниках истории напишут, что к 2022 году Россия вынуждена была перейти к вооруженному противостоянию с Западом, потому что для этого созрели все условиях. Операцию по преобразованию Украины из антироссийского проекта в пророссийский просто уже нельзя было дальше откладывать.
Если бы ее не начал Путин сейчас, то объявлять эту операцию пришлось бы другому президенту после 2024 года, и, как сказал Маск, этот президент был бы «еще большим Путиным», только цена за это, учитывая упущенное время, значительно выросла бы.
Был ли другой путь?
Ну конечно, был. Россияне пережили его в проклятые девяностые годы. Как верили тогда россияне в благородные устремления Запада, а если конкретно – американцев!
Свободное общество, сорок сортов колбасы в каждом магазине, сытое благополучие, золотой век – все было на пороге, нужно было только для этого сделать несколько усилий.
А именно – разрушить СССР (это он угнетал, тормозил и сковывал), развалить большую часть экономики вместе с рабочими местами (отсталая навсегда), списать в утиль десятки миллионов россиян, «не вписавшихся в рыночную экономику», оставить один на один с судьбой 25 миллионов русских, оказавшихся за границами России против своей воли…
Увы, с иллюзиями пришлось расстаться, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Все места среди «золотого миллиарда» оказались заняты, никто и не думал уступать место России. В результате мы получили от девяностых очень тяжелое наследство.
Мы получили изуродованную экономику, где основная часть доходов была связана с продажей углеводородов, причем по довольно дешевой цене. Сам господин Боррель, который занимает должность типа министра иностранных дел в Европейском Союзе тоже проговорился недавно: мол, экономика ЕС все предыдущие годы росла за счет дешевых энергоресурсов (которые поставлялись из России) и дешевой рабочей силы (которая притекала не только из Африки, но и постсоветских «государств»).
Они все поневоле стали откровенные после 24 февраля, эти западные деятели!
Такая структура экономики с железной неизбежностью воспроизводит вопиющее социальное неравенство, которое по всем результатам социологических опросов, россияне считают одной из главных проблем для России.
И на этих фундаментальных ущербностях наросло множество проблемок поменьше: нравственных, идеологических, культурных. Нас соглашались впустить в общество потребления, хотя и не дальше прихожей, но для этого нужно было отказаться от традиционных ценностей, составляющих основу национального самосознания и развития.
«Разрушители мирового порядка»
Так стали величать Россию года так с 2007. Именно в феврале (опять февраль!) прозвучала знаменитая «мю́нхенская речь», произнесённая президентом Российской Федерации В. В. Путиным на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года. Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире с учётом нынешних реалий и угроз.
Начиная с этого момента стало окончательно ясно, что Запад нам в решении оставшихся с девяностых проблем не только не помощник, но и наоборот, смертельная угроза; и наши пути разошлись.
Поэтому нынешняя войнушка на Украине началась не сегодня. Сегодня она вступила в открытую фазу.
И это не может не вызывать настоящую тревогу.
Россия будет бороться до последнего, потому что иного выхода из исторического тупика, куда мы попали в 90-е годы и где находимся до сих пор, у нас нет.
Но и Запад пойдет до конца, потому что утрата прежнего мирового порядка составляет угрозу всему его существованию.
Война будет долгой.