«Аргументы недели» продолжают знакомство с юридическими нюансами обыденных ситуаций и предлагают вниманию читателей выдержки из книги известного правоведа Михаила БАРЩЕВСКОГО «Наследство и наследники», вышедшей в издательстве «Аргументы недели». Тема сегодняшней публикации – время открытия наследства и та существенная роль, которую может сыграть данный фактор.
Вопрос о времени открытия наследства очень важен. С решением данного вопроса связано определение состава наследственного имущества, круга наследников, порядка и сроков принятия наследства или отказа от него, сроков на предъявление претензий кредиторами, момента возникновения у наследников права собственности на наследственное имущество, срока для выдачи свидетельства о праве на наследство.
Факт смерти, а также день кончины и её время (если оно установлено) могут подтверждаться свидетельством о смерти, извещением о гибели, выданным органом Минобороны России. Обратите внимание на то, что по законодательству имеет значение не просто день смерти, а именно момент. Так, в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых именно в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Это правило вступило в силу с 1 сентября 2016 года. Согласно ранее действовавшей редакции, круг лиц, которые могут призываться к наследованию, определялся на день открытия наследства. Это крайне существенное условие. Согласно ранее действовавшему правилу, нашедшему отражение и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании» (п. 16), в целях наследственного правопреемства одновременной считалась смерть граждан в один и тот же день, соответствующий одной и той же календарной дате. Календарная дата определяется порядковым номером календарного дня, порядковым номером или наименованием календарного месяца и порядковым номером календарного года. Календарным днём считается период времени продолжительностью 24 часа, за начало и окончание которого принимаются моменты времени, соответствующие 00 часам 00 минутам 00 секундам и 24 часам 00 минутам 00 секундам, исчисляемые по местному времени.
Из приведённого текста вытекает, что граждане, умершие в один и тот же день, без всяких исключений не наследовали друг после друга. Однако, как показывает жизнь, порой разница в несколько часов может играть существенную роль. Рассмотрим следующий пример. Смерть гражданина наступила в 0 часов 10 минут. Если руководствоваться приведёнными разъяснениями, то следует признать, что круг наследников должен определяться не на момент смерти (0 часов 10 минут), а на момент окончания календарных суток (24 часа). Другими словами, если гражданин, потенциальный наследник, доживёт до конца календарных суток, то он станет наследником, а если нет, то правопреемство между ним и наследодателем не возникнет. Таким образом, правоспособность широкого круга лиц (наследников по закону, наследников по завещанию, отказополучателей) частично ограничивается (в нашем примере почти на 24 часа) и ставится в зависимость от «дожития» до конца календарных суток. Вместе с тем нужно помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 ГК РФ ограничение правоспособности возможно только в порядке и в случаях, установленных законом. В действующем законодательстве (п. 2 ст. 1114 ГК РФ) установлено правило, согласно которому граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга, только если момент смерти каждого из таких граждан установить невозможно. При этом к наследованию призываются наследники каждого из них.
Казалось бы, очень важный вопрос теперь в законодательстве разрешён, однако неясности по-прежнему остаются. Как быть, если установить момент смерти каждого из наследодателей возможно, только в одном случае человек скончался в Чите, а в другом – в Москве, произошло это почти в одно и то же время, но с разницей в часовых поясах?
Приведу реальный пример из жизни. Супруг улетел в командировку из Москвы и, к сожалению, скончался 19 февраля в 19:30. Его супруга, которая оставалась в Москве, узнав о смерти мужа, не справилась с обрушившимся на неё горем и скончалась в тот же день, 19 февраля, в 16:00. В действительности, учитывая разницу в часовых поясах, её смерть наступила через два с половиной часа после смерти мужа, но формально, исходя из времени смерти, указанного в свидетельстве о смерти, она скончалась на несколько часов раньше. Интересный момент: уже узнав о смерти мужа, пребывая в шоковом состоянии, вдова выполнила запланированные дела и дистанционно через Интернет оплатила квитанцию за коммунальные услуги. То есть путём совершения действий вступила в права наследования недвижимым имуществом. Круг наследников по закону у супругов был различным из-за наличия детей от предыдущих браков, а завещание отсутствовало. К счастью, при вступлении в права наследования наследники без судебного разбирательства договорились о том, что следует исходить из реального течения времени, и признали, что смерть супруга предшествовала смерти его жены. Нотариусы подобный подход поддержали. Но интересно, как бы решался этот вопрос в случае возникновения судебного спора?..
Книгу Михаила Барщевского «Наследство и наследники. Том 1» вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00.16+