Элизабет Страут родилась в штате Мэн — штате, который неоднократно становился местом действия не только книг Стивена Кинга, но и её собственных произведений. Только в отличие от Кинга, Страут не обращалась к тёмным и ужасающим сюжетам, нет, её истории — это истории о простых, обычных людях с их не совсем простыми, но какими-то очень понятными и жизненными проблемами.
С юных лет Страут тянуло записывать свои мысли, вести блокноты, в которых тщательно документировалась повседневность. Её также тянуло к книгам — в юности она часами просиживала в местной библиотеке среди стопок художественной литературы. Именно тогда она и поняла, что хочет стать писателем.
Тем не менее, Элизабет Страут получила юридическое образование. Однако проработав по профессии всего лишь полгода, решила всё бросить и переехала в Нью-Йорк. Там она начала активно вести писательскую деятельность параллельно подрабатывая официанткой. Страут медленно шла к успеху. Её ранние работы отвергались до тех пор, пока в 1998 году она не написала блистательный роман «Эми и Исабель. Спустя десять лет «Оливия Киттеридж» — роман в форме новелл — принес Страут Пулитцеровскую премию и был экранизирован.
Чем же её проза так цепляет? Элизабет Страут отличает великолепный язык, глубокие психологические измышления и временами неослабевающее напряжение. Её романы не столь объёмные, сколь многослойные. Каждый персонаж у неё будто бы выписан тонкой кистью — ей каким-то удивительным образом удается показать сколь глубока человеческая душа и как много в ней того, в чем мы сами боимся себе признаться. При всём при этом проза Страут обладает какой-то невероятной легкостью: в ней нет ничего сложного, нет нагромождений смыслов, слов, предложений. Она простая и понятная.
«Меня зовут Люси Бартон»
Мама. Как много всего в этом слове! От звука материнского голоса наша боль притупляется, от взгляда — становится теплее на душе, от прикосновения — спокойнее на сердце… Мама — наша самая прочная связь, которая тянется на протяжении всей жизни. Но мамы бывают разными…
История Люси Бартон — это история женщины, лишенной родительской ласки и понимания. Люси пережила непростое детство, вырвалась в большой город, с головой затерялась в нем и завела собственную семью. Но внезапно она попадает в больницу. Поначалу с аппендицитом. После операции у неё начинается осложнение — врачи не могут понять, что с ней и на неопределенный срок запрещают покидать стены больницы. И тут к ней приезжает мама.
О чем могут говорить мать и дочь, не видевшиеся много лет? Казалось бы, тем для разговоров найдется множество: о детях и родственниках, о прошлом и настоящем, о любви и прощении. Но вместо этого Люси и её мать обсуждают совершенно чужих им людей — соседей, звезд, телеведущих, делятся сплетнями, рассуждают о местах, где ни разу не бывали… Почему так?
«Меня зовут Люси Бартон» — эмоциональный роман, но без сантиментов и жалости. Роман, посвященный главным образом одиночеству и любви: любви к людям в целом, любви дочери к матери в частности. Страут умеет просто говорить о сложных вещах.
«Пребудь со мной»
В этом романе Элизабет Страут очень сочувственно, достоверно и с невероятным драматизмом описывает трагедию «маленького человека».
Молодой священник Тайлер Кэски переехал в небольшой городок штата Мэн. Прихожане, почувствовав безграничную искренность его проповедей, прониклись к нему большой симпатией: он никогда не читает свои проповеди по бумажке, всегда добр, любезен, да и вообще хорош собой. Словом, всем он очень понравился.
Но вот в семье Тайлера происходит трагедия: умирает его молодая, безмерно любимая жена. Пока он пытается кое-как прийти в себя и найти силы продолжать жить дальше, горожане за его спиной начинают упиваться сплетнями, россказнями и плести интриги. На старшую дочь Тайлера жалуются воспитательницы в детском саду, а младшую забирает к себе бабушка… Небеса словно бы испытывают преподобного Кэски на прочность. Сможет ли он справиться с клеветой и несправедливостью, лавиной обрушившейся на него?
«Пребудь со мной» — роман о людях, о домыслах и сплетнях, об искренности и взаимопонимании; это история, о том, что нет идеальных людей, о том, как много обстоятельств влияют на наше решение, как стираются границы между чёрным и белым, между преступлением и милосердием.
«Оливия Киттеридж»
Роман, принесший Элизабет Страут в 2009 году Пулитцеровскую премию, рассказывает не о красивой любви или приключениях. Он о нашей с вами действительности — серой, местами нудной, об уходящем времени, о том, что у каждого из нас впереди старость и смерть.
Роман этот представляет из себя несколько новелл, повествующих о жизни жителей маленького американского городка — такой сборник человеческих печалей и разочарований, разрозненных чувств и несбывшихся надежд. Красной нитью во всех новеллах проходит жизнь и судьба женщины по имени Оливия Киттеридж. Оливия — учитель математики на пенсии, крупная женщина с суровым нравом, которая в каждой новелле предстает в разных ипостасях: как подруга, как соседка, как некогда школьная учительница, как мать, как жена…
О чём же всё-таки книга? О жизни — такой, какая она есть; о течении времени; о чувствах и ценности проживания каждого момента; о смерти, об осознании финала. Страут вгрызается куда-то очень глубоко — каждая история, каждая новелла находит эмоциональный отклик и вскрывает болезненные нарывы души.
С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки и подписывайтесьна канал «Короче, о книгах»!