Название - это, конечно, шутка. Никаким импрессионистом Веласкес не был. Да и до возникновения импрессионизма еще более двести лет. Но картина Диего Веласкеса "Вилла Медичи в Риме. Полдень", согласитесь, навевает мысли об этом течении в живописи.
Свободные мазки, незаконченные, основанные на пятнах, придание большого значения свету, работа на открытом воздухе - все это означает, что андалузский художник 17 века "ловит момент". И объединяет его с импрессионистами.
Уникальность этой картины еще и в том, что это, пожалуй, один из первых самих по себе пейзажей в истории западной живописи. Конечно, и до Веласкеса художники включали в картины пейзажи. Но они обычно представляли собой фоны, на которых накладывался основной сюжет.
И уже потом жанр пейзажа из второстепенной живописной темы, обрамляющей сцены, превратился в сам по себе достойный того, чтобы играть главную роль в художественных произведениях.
Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше.
В конце 1629 года тридцатилетний Веласкес впервые отправился в Италии, оставаясь там более года. Во время этой поездки он написал картину "Вилла Медичи в Риме. Полдень".
На картине Веласкес изобразил кусочек сада виллы Медичи, где он жил в Италии.
Практически половину пространства картины занимает серлиана, арка с тремя проемами. В центральном проеме виден силуэт скульптуры "Спящая Ариадна".
"Спящая Ариадна" - это реально существовавшая скульптура пергамской школы 2 -го века до нашей эры. Ныне её копия хранится в Ватикане. Кстати, Веласкес привез копию этой знаменитой классической скульптуры после своей второй поездки в итальянскую столицу.
За аркой художник изобразил группу зданий, деревья и небо.
Чем не небрежные мазки импрессионистов? Еще больше их стиль напоминают деревья на переднем плане.
У арки стоит мужчина, повернувшись к зрителям спиной.
Лишь темный силуэт. Но как узнаваем.
На переднем плане слуга как бы уважительно обращается к джентльмену.
Как великолепно переданы их позы. Презрительная у хозяина, и подобострастная у слуги. И хотя и они детально не прописаны, а все равно не перепутаешь кто есть кто.
Великий Веласкес на своей картине создал момент реальной жизни. На его картине свет, воздух и погода приобретают уникальное значение. Тут нет статики, все движется, все живет. Для достижения этого эффекта было важно использовать уверенную, свободную технику, которая подчеркивала цвет, а не линию, и благоприятствовала общему эффекту, а не задерживалась на отдельных деталях. Свет и воздух, как неустанно повторяют критики, являются главными героями этих картин.
Эта небольшая картина, размером 44 х 38 см, ныне хранится в Лувре, Париж