Найти тему
Кардиоблог

5 обид пациента при самостоятельном обращении в приемное отделение или "Ну... я шла с рынка, решила к вам по пути заглянуть..."

Кто бывал в приемном отделении в дежурный день наверняка видел не поддающееся, казалось бы, ни какой логике движение человеческих масс, каталок и медицинской документации, прерывающееся изредка вызовом того или иного пациента в смотровую громогласием медицинского регистратора (говорят, что одна из работающих у нас раньше служила на пароходе, я думаю, что гудком).

Тем не менее, весь этот милый бардак подчиняется определенным закономерностям, не всегда заметным и понятным человеку, находящемуся вне данной системы и довольно часто служащим причиной для обид и необоснованных жалоб на медицинскую организацию. Разберем те, с которыми я сталкиваюсь чаще всего.

Не приняли первым/по очереди/быстро

Любое отделение, оказывающее неотложную помощь, изначально работает в условиях дефицита ресурсов. И дело даже не в нехватке кадров. Можно вывести в смену 10 кардиологов и рентгенэндоваскулярных хирургов и развернуть 10 операционных. Одни сутки они будут курить бамбук, а в другие им привезут одновременно 11 тяжелых инфарктов и придется решать, кем рискнуть, чтобы подать на операционный стол во вторую очередь. Поэтому организация пребывания группы пациентов в приемнике - задача творческая и не имеющая универсального решения, а правило "живой очереди" тут не работает от слова "вообще". Лично я при массовом поступлении пациентов сразу вычленяю и быстро опрашиваю тех, кто ближайшее время не должен умереть, но скорее всего будет госпитализирован - им можно назначить минимальное обследование (общий анализ крови, ЭКГ, рентген), а более подробно осмотреть и дать назначения уже в отделении. И задерживаюсь с тем, кто обратился не по профилю или не требует госпитализации, чтобы оказать помощь или передать данного страждущего коллеге. "Зеленым коридором" идут пациенты, требующие реанимации или интенсивной терапии: они проходят обследование и лечение в первую очередь.

Что делать? Первое - набраться терпения. Ни кто не заинтересован в вашем длительном пребывании в приемном отделении, вам займутся, как только появится возможность. Второе - четко формулируйте ваши жалобы. Самообращение "мне бы к кардиологу" или "можно у вас записать ЭКГ?" вызывает рвотный рефлекс в отличие от "у меня болит в груди" или "мне стало тяжело дышать". Третье - возможно, стоит задуматься о посещении поликлиники, особенно если вам не так уж плохо и нет желания проводить вечер в окружении алкобомжей, которые являются частыми гостями приемного отделения.

Не госпитализировали (сразу)

Знаете, что может быть хуже тяжелого больного в приемнике? Больной одновременно тяжелый и непонятный. Или просто непонятный. Так бывает - вы болеете, а однозначного ответа, какой именно болезнью болеете - нет. Тогда в ход идут КТ, анализы, консультации специалистов... В итоге выясняется, что ваша болезнь лечится в другом стационаре. Итог - ожидание транспортировки скорой, полдня по больницам, жалоба в Управление Здравоохранения, желательно, на всех.

Что делать? Набраться терпения. Потому что лучше потратить пару часов на обследование, чем быстро залечь в первое попавшееся отделение и лечиться не понятно, от чего.

Не расписали лечение на все случаи жизни

Бывают ситуации, когда пациент совершенно не настроен на госпитализацию, но все-таки решил обратиться в дежурную больницу. Разброс мотивации колеблется от проявлений внутренней тревожности "вдруг ночью что с сердечком случится" до распространенной военной хитрости "а в поликлинике очередь и вообще ни одного врача не осталось, а у меня как раз случайно на руках куча выписок и МРТ за последние 20 лет, посмотрите пожалуйста". И те, и другие обычно появляются ближе к ночи, когда мой порядком измотанный за прошедший день мозг с трудом генерирует диагнозы и назначения.  К сожалению, работа неотложного стационара (смотрите выше о работе в условиях ограниченного ресурса) не позволяет вести полноценный амбулаторный прием, особенно в ночное время. С высокой вероятностью по моему назначению вам окажут неотложную помощь, а если вы в ней не нуждаетесь - просто отправят на прием в поликлинику.

Что делать? Еще раз подумать, действительно ли вам так плохо? И быть готовым к тому, что на следующий день все равно придется занимать очередь в регистратуру.

Не пригласили всех имеющихся в наличии специалистов, чтобы полечить все имеющиеся  заболевания

В дежурной больнице как правило, развернуты все имеющиеся отделения, в которых дежурят "узкие" специалисты, коих так не хватает в поликлиниках. Иногда пациенты обращаются со всеми накопившимися за десятки лет жалобами, в надежде быть осмотренными и обследованными углубленно и всесторонне. К сожалению, помощь на этапе приемного отделения подразумевает обследование и лечение только острых или внезапно декомпенсировавшихся хронических заболеваний. Примерно, как и в предыдущем случае, вы скорее всего получите консультацию специалиста, который окажет первую помощь и направит вас обследоваться в поликлинику.

Что делать? Четко определить причину вашего обращения в приемный покой и максимально просто объяснить ее медицинскому персоналу. Быть готовыми обследоваться и лечиться амбулаторно.

Не отвезли до дома

Транспортировка пациентов до места проживания не входит в обязанности "скорой помощи" и стационара. Разумеется, отдельный контингент представляют меряющиеся со всем миром своей упертостью пациенты в стиле "либо везите домой, либо я ни куда не уйду, пока вы меня не положите в больницу". Так вот: госпитализировать "куда-нибудь" - не проблема. Как правило, в стационаре имеются резервные койки, и я иногда закидываю на них подобных "жалобщиков" просто потому мне влом связываться и что-то доказывать. Правда, "вернуть в строй" таких госпитализированных "не по профилю" "бойцов" довольно трудно, а вот влезть в то, в чем не разбираешься и наворочать там - запросто.

Что делать? Подготовьте заранее "пути отхода": возьмите деньги на такси или общественный транспорт, договоритесь с близкими, чтобы вас забрали или встретили.

Чтобы минимизировать риск внезапных обращений в приемное отделение, своевременно проходите профилактические осмотры, берегите свое здоровье, а за советом обращайтесь к профессионалу.

С уважением, Любавин Александр Владимирович.