- Почему именно так сложились отношения между главными действующими лицами?
- Потому что они были слишком разными людьми, с разными интересами, характером, ценностями. У них были разные цели жизни. Они прикладывали усилия для достижения этих целей в сферах, практически не соприкасающихся между собой.
- Они были когда-то влюблены?
- Да.
- Это была настоящая любовь или кажущаяся?
- Для Дымова возможно это была настоящей любовью. Для Ольги Ивановны наверно эта любовь была чем-то необходимым для ощущения собственной полноценности, средством, позволяющим выглядеть в глазах общества соответствующим принятым стандартам.
- Она разве не влюбилась в Дымова?
- Она "влюбилась" только после того, как Дымов признался в любви, насколько помню. Значит у нее этого чувства не было. Но она смогла быстро настроиться так, чтобы нечто подобное "любви" возникло в момент, который оказался вполне подходящим.
- Она относилась к Дымову вполне доброжелательно, была ласкова с ним, хотя это не мешало ей манипулировала им, иногда очень жестоко. Но почему она решилась на измену?
- Наверно потому, что она считала, что "Надо испытать всё в жизни." Под "всем" предполагалась и измена наверно, раз такое "предложение" возникло в конкретных обстоятельствах. Она была слишком молода и глупа, чтобы опираться на каких-то принципах, понимая их смысл и принимать решение на основании этого. И она была достаточно самовлюбленная, эгоистичная, чтобы пойти на измену.
- Это было логически обоснованное решение или чувственный порыв под влиянием слов и прикосновений соблазнителя?
- Вряд ли я могу точно сказать, что именно повлияло на принятие такого решения. Человек иногда делает то, что диктуют его чувства, инстинкты, а логику использует для того, чтобы оправдать, удобными словами описать свой выбор. Несмотря на всякий красивые слова, этот выбор вполне может быть обусловленным похотью, ленью, страхом, завистью или желанием мести. В случае Ольги Николаевны возможно повлияла также гордыня, вера в свою "исключительность", в то, что она заслуживает гораздо большего, чем жизнь с таким "серым, неприметным человеком, как Дымов, который даже искусством не интересуется".
Она искала славы, внимания и главные усилия направляла именно та то, чтобы оказаться в центре внимания людей, количество которых желала увеличить до максимума. Поэтому перспектива оказаться рядом с гением, которым будет восхищаться общество, ее притягивала, манила.
А простая семейная жизнь с простым, добрым и честным человеком казалась ей каким-то скучным и бессмысленным занятием. В этом виновато и общество, которое семейную жизнь не восхваляло и не воспринимало как нечто очень важное и ценное. Гедонизм и поклонение минутным радостям, удовольствиям, чувственной стороне жизни, без особой заботы о смысле, наверно имели более сильное влияние на людей из окружения Ольги Ивановны. Возможно и литература, театр, содействовали формированию ее личных приоритетов.
- Могли ли они постепенно стать счастливой семейной парой, готовой для долгой совместной жизни?
- Скорее всего у них не было такой перспективы. Рано или поздно Ольга Ивановна влюбилась бы в какого-нибудь поэта или музыканта, писателя или драматурга. Возможно она интуитивно выбрала именно Дымова в качестве супруга, потому что уловила особенности его характера и видела перспективу беспрепятственного расширения круга знакомых в поисках того, в кого можно по-настоящему влюбиться.
- Совсем никакой перспективы для совместного счастья?
- Единственный кажущийся вариант, который мог бы иметь какую-нибудь вероятность - это если бы они смогли обнаружить нечто общее между теми видами деятельности, которые их скорее отдаляли друг от друга. То есть, между медициной и искусством.
- Какое именно видение, какая именно общность?
- Например то, что медицина и искусство помогают человеку стать более целостным. Медицина исцеляет тело человека, а искусство - его душу. Медицина гармонизирует физиологические процессы в теле человека, а искусство - душевные процессы. Медицина преобразовывает физически больного человека в здорового, устраняет причины для физических страданий. А искусство преобразовывает душу человека, позволяя через восприятие и через собственное творчество жить полноценной духовной жизнью, расти и развиваться, питает душу, дает душе "лекарства" в виде картин, стихов, рассказов и повестей, сонат и симфоний...
- Почему они не заметили эту возможность сближения?
- Потому что общество не предлагал эту возможность, не направляла их внимание в эту сторону.
- Но они могли бы как-нибудь самостоятельно прийти к этому?
- Какая-то вероятность для этого скорее всего существовала. Например, если бы Ольга Ивановна сама заболела тяжело и потом выздоровела с помощью Дымова. Или если бы Дымов столкнулся с научной литературой, в которой раскрывается концепция о позитивном влиянии искусства на человека.
- Что бы изменилось в их жизни в результате?
- Они могли бы смотреть друг на друга с понимающими глазами, искренне интересоваться достижениями друг-друга, делиться теми новыми тонкостями, которые им удавалось открывать день за днем. Ольга Ивановна могла бы стать учительницей рисования, если не художницей.
Она могла бы помогать своим ученикам добиться внутренней гармонии через творение красоты, через преобразование себя и пространства жизни, чувствуя себя "коллегой" Дымова и радуясь этому. Но для этого должно было быть иное восприятие искусства в обществе.
- Какое восприятие?
- Искусство должно восприниматься как средство, а внутренняя красота человека, его полноценное раскрытие, динамичная гармония в его душе и теле - как цель. Аналогично по отношению к обществу. Искусство как источник гармонизирущей энергии, которая распространяется в форме волн взаимопонимания, доброты, сочувствия, сострадания, совместно стремления к справедливости, к счастью, с помощью всего этого.
- Современное общество созрело для такого отношения к искусству?
- Кажется оно в какой-то мере присутствует. Этот аспект как будто само собой разумеется. Но вместе с тем, этот аспект искусства уходит все дальше и дальше, исчезает. Люди о нем помнят, но его почти не учитывают.
- Почему?
- Потому что желание иметь побольше чего-нибудь, желание казаться кем-нибудь значимым намного сильнее, значительнее, намного больше распространено, чем желание быть духовно развитым, гармоничным человеком, желание стать мудрецом.
- Почему именно указанные желания оказались сильнее, стали наиболее распространенными, привычными?
- Потому что философия, которая должна была открывать глаза человеческой сущности, помогать ей встать на ноги, расти и развиваться, ведя образ жизни, наилучшим образом соответствующий такому становлению и развитию, потеряла свою связь со своей главной целью.
Вместо того, чтобы показать путь к становлению самим собой, к раскрытию себя и к бытию, содействующему этому развитию, философия стала обычной сферой знаний, количество которых важнее, чем то, как они влияют на образ жизни обладателя знаниями.
Философия как любовь к мудрости превратилась в науку, которая собирает знания, но не собирает навыки преобразования собственной жизни, изменения себя и своего внутреннего содержания, управления своими страстями и пороками, искренними чувствами и страхами ради наилучшему соответствия смыслу своего существования.
Философия стала вместо поиска себя настоящего и бессмертного предлагать людям поиск того, что "важно знать, чтобы лучше жить, больше иметь вещей, славы и признания".
А это означает - философия как "любовь к мудрости" умерла и кажется никто не заметил это, не успел поплакать у ее постели.
Соответственно - умерло такое явление, как стремление к мудрости.
Оно теперь почти никому не известно и десятки лет жизни людей, которые как раз этому могли бы посвятить себя после достижения возраста 40-50 лет, теряются в суматохе и хаосе повседневности.
Хотя эти годы могли бы стать годами самых главных достижений.
Мудрец, который когда-то заслуживал уважения как самый ценный человек в обществе, сегодня существует лишь как воспоминание, но не как реальность.
В нашей современной реальности нет места мудрецу. Он вычеркнут из нее.
- Почему же философия умерла вместе со стремлением к мудрости?
- Я не знаю ответа на этот вопрос, хотя периодически возвращаюсь к нему. У меня имеются лишь некоторые догадки, делиться которыми не считаю полезным.
---
#Попрыгунья #Чехов #философия #мудрость #любовь #искусство #медицина #душа #смыслжизни