В школьных сочинениях по “Станционному смотрителю” Пушкина можно встретить штампы о том, что главный герой Самсон Вырин – это образ “маленького человека”, доброго, честного, заботливого отца. В этой статье попробую показать другую сторону его образа, в основе которого лежит фольклорный сюжет о Кощее Бессмертном, который совсем не так прост.
Кратко история
Самсон Вырин всю жизнь трудится станционным смотрителем, души не чая в единственной дочери Дуне. Её увозит офицер. Вырин бросается в погоню, но Минский выставляет отца за дверь, всучив ему деньги. Самсон спивается и умuрает.
Анализируя эту повесть, часто также упоминают мотив блудного сына. На него указывают развешанные картины в доме смотрителя и его слова: “авось, приведу я домой заблудшую овечку мою”.
Но мне встретилась любопытная работа, которая показывает совсем другую трактовку образа отца, в основе которого лежит сюжет о Кощее Бессмертном.
Кощей Бессмертный
Его образ часто связан с похищением женщин или каким-то иным ограничением их воли (например, “Царевна-Лягушка”). Сюжет подобных сказок сводится к освобождению пленённой им женщины или даже его же дочери.
Слово “кощей (кащей)” в древнерусском языке означало “отрока, мальчика, пленника и раба”. Произошло оно от тюркских слов “невольник” и “лагерь, стоянка”. Мальчик и отрок здесь, вероятно, также выступают в значении “слуг”.
Самсон Вырин
Самсон Вырин в повести Пушкина – невольник своей работы, как будто пленник или слуга. Это видно из описания, которое автор даёт в начале:
Здесь же как будто случайно возникает тема потустороннего мира (сравнение с покойным подьячим).
Сама фамилия “Вырин” уже буквально отсылает к Кощею.
У древних славян слово “вырий” обозначало царство мёртвых. Да и имя Самсон тоже. Джеймс Фрейзер в работе “Фольклор в Ветхом Завете” настаивает на сходстве библейского Самсона и русского Кощея.
Так почему же добрый отец на самом деле не так прост? Он же хочет добра своей дочери и любит её?
Во-первых, её жизнь у отца оборачивается заточением. Тем самым, которое мы встречаем в сюжете о Кощее.
Во-вторых, когда Вырин видит свою дочь с офицером счастливой в браке, ему самому плохо от того, что ей хорошо не рядом с ним, в его царстве. Здесь проявляется его деспотизм. А дальше он и вовсе желает ей смeрти:
Вот и получается, что добрым отцом из притчи о блудном сыне мнит себя сам смотритель, но в действительности таковым он не является.
Источник: А. Баранов “Образ Кощея Бессмертного в “Повестях Белкина” А.С. Пушкина”.