Найти тему
Я с бреветом

Велосипед и зима

Оглавление

Мифы о сложности зимнего катания и ТО. Топ дурацких вопросов (бонус)

Зима - это красиво, а велосипед, на мой взгляд, это как раз отличный способ убедиться в этом:

-2
-3

Я всесезонный велосипедист. Хотя правильнее будет сказать "внесезонный". Потому что мне попросту плевать на время года. Когда наступают холода и поверхности леденеют, я переодеваюсь в теплое, а велосипед (GT Karakoram, найнер) переобувается в шипованную резину. И это, в сущности, все, что надо знать непосредственно о моей подготовке к зиме. Однако каждый сезон имеет свои нюансы - главное, не путать их с расхожими стереотипами о зимнем катании. Вот об этом и поговорим.

"Скользко же!"

-4

Самый популярный миф связан как раз с обледенением дорог и кажущейся ненадежностью, неустойчивостью велосипеда на льду. Парадоксально, но все с точностью наоборот: упасть зимой велосипедисту сложнее, чем пешеходу. Я за свои, кажется, четыре полных зимних сезона улетела только однажды - на ну очень хитровыделанной колее, которую не заметила по причине плохого освещения. Дело в том, что идущий по льду (или любой другой скользкой поверхности человек падает, когда опорная нога скользит вперед или назад. У велосипедиста такой проблемы нет - он может упасть только при боковом скольжении: итого либо это опять же колея, либо резкое торможение с заносом, либо резкий поворот. Шиповка здорово снижает риск падения во всех перечисленных ситуациях. Кстати, я зимой использую вот эту резину. Она сравнительно недешевая, но смысла экономить в вопросах личной безопасности там, где зима продолжается 9 месяцев, нет.

SCHWALBE ICE SPIKER PRO

-5

В остальном, замечу, что резиновые покрышки - даже нешипованные - обеспечивают сцепление лучше, чем 90% обуви.

"Холодно же!"

Ничо не холодно, главное не останавливаться. И не дышать)
Ничо не холодно, главное не останавливаться. И не дышать)

Люди, приводящие этот довод как контраргумент зимним велозаездам, по всей вероятности, имеют в виду, что сопротивление воздуха для движущегося велосипедиста выше, и, соответственно, даже в безветренную морозную погоду открытые части тела - особенно, лицо - промерзают сильнее.

На самом деле, все не совсем так. Тепло - это действительно ценный исчерпаемый ресурс, особенно на холоде и особенно для активно двигающегося человека. Поэтому самое важное здесь - быть одетым по погоде. Я не буду сейчас специально останавливаться на спортивном аспекте, то есть подробно разбирать спортивную экипировку для длительной тренировки или тем более бревета при погоде ниже нуля, это тема для отдельного поста. Если же говорить о рядовом "городском" заезде или велопрогулке, то очень важно уделить особое внимание рукам и ступням - они обязательно должны быть в тепле. Для лица хорошим решением может быть балаклава или баф - но имейте в виду, что это препятствует свободному дыханию и исключает очки (они будут моментально запотевать). Я лично к таким средствам защиты прибегаю только когда температура опускается ниже минус 25 градусов и лишь в тех случаях, когда собираюсь в общей сложности провести в седле в общей сложности более часа, что бывает, конечно, не часто.

-7

Что действительно имеет критическое значение для велосипедиста (бегуна, лыжника) на экстремальном морозе - это правильное дыхание. Дыхание при физнагрузке всегда глубже и чаще, и это обязательно надо учитывать. Берегите легкие от переохлаждения! Вдох через нос - выдох через рот. И, конечно, следует контролировать время нахождения на холоде. Если у вас нет привычки долгое время находиться при низких температурах, не стоит испытывать здоровье и планировать продолжительный заезд (забег).

Все зимние бреветы "Легиона" в строгом порядке проводятся при температуре не ниже (не холоднее) 10 градусов мороза. Во-первых, при всей кажущейся морозоустойчивости северных рандоннеров дополнительная пара легких не входит в ремкомплект, а во-вторых, как я уже упоминала - тепло это конечный ресурс, который на морозе иссякает намного быстрее, чем возобновляется. Каким бы лосем вы ни были, рано или поздно организм оказывается перед выбором, на что потратить оставшуюся энергию: на продолжение движения или на обогрев. Поэтому длительные зимние тренировки, а тем более, бреветы - удел самых выносливых и экипированных веломарафонцев.

Ежегодный бревет "Зимние лоси" 200/300 км
Ежегодный бревет "Зимние лоси" 200/300 км

Что же до обычных покатушек - то по моему опыту шанс перегреться куда выше, чем замерзнуть. Особенно если вы, как и я, используете зимой велосипед как альтернативу городскому транспорту или пешему передвижению. Выигрыш очевиден: вы не тратите время на ожидание тошнотного переполненного автобуса, согреваетесь движением и доезжаете до пункта назначения намного быстрее, чем если бы шли пешком.

Моя обычная зимняя экипировка для "быстрого" городского заезда или велопрогулки - термокомплект, легкий пуховик и зимние мембранные штаны. Шапка, теплые перчатки и зимние трекинговые ботинки - само собой. Речь, напомню, о температуре ниже 20 градусов.

"Велосипед не предназначен для зимы!"

Скажите это "зимним лосям"
Скажите это "зимним лосям"

От создателей "зимой надо кататься на лыжах". Конечно, надо, кто спорит - только на работе в лыжных ботинках неудобно.

На самом деле, это можно воспринимать, как такой агрегированный аргумент, суммирующий возможные проблемы с трансмиссией, переключением, тормозами и прочим.

Мой "рабочий" велосипед круглый год живет в сарае на улице. И сам по себе этот факт на его ходовых качествах не сказывается ровным счетом никак. Но вот что действительно имеет место и что следует учесть:

  • увеличение тормозного пути и снижение работоспособности тормозов в целом. В меньшей степени это касается владельцев велосипедов с дисковыми тормозами, в больше степени - с ободными в виду того, что на морозе они дубеют и перестают работать. Чтобы привести их в чувство, нужно выполнить серию из 15-20 торможений, разогрев их трением об обода.
  • обледенение трансмиссии. Что да, то да, в мороз велосипед практически превращается в синглспид. Мое соотношение передач зимой 2:7 (из 3:9), до мая можно даже не пытаться трогать рычаги переключения.
  • Низкая скорость - высокое сопротивление. Во-первых, замедление - это вообще абсолютно нормальное свойство организма на холоде, мы просто так устроены. Во-вторых, при низких температурах крутить становится реально труднее. Как бы хорошо не был смазан велосипед (скажу больше, особенно, если он хорошо смазан), смазка застывает. Это не говоря уже о том, что при езде по слежавшемуся насту, например, ехать просто в принципе тяжелее в силу сцепления с поверхностью.

Выводы:

  • Зима не время для скоростных рекордов и ударных тренировок. Не разгоняйтесь, держите дистанцию. Это вопрос вашей безопасности и безопасности пешеходов. Будьте уверены в адекватности тормозов до выезда и помните про увеличение тормозного пути
  • Еще один фактор безопасности - свет (фонари) и светоотражающие элементы в одежде. Темнеет рано, вас должно быть видно попутным и встречным машинам и пешеходам.
  • Если вы держите велосипед в квартире, выделите ему резиновый коврик или что-то в этом духе - после каждой поездки с него будет натекать воды примерно с персидский залив. И хорошо еще, если ваша зима такая же чистая, как у нас - потому что в противном случае вода будет еще и грязной. Кстати, в последнем случае как минимум заднее крыло (большое) лишним не будет. Я лично крыльев не признаю как таковых.
  • Экипировка должна учитывать температуру, закрывать руки, ступни, при необходимости - защищать лицо. Термобелье и высокие теплые гольфы отличная тема. Здесь самый важный момент - ваш собственный индивидуальный теплообмен, его понимание приходит с опытом. Кстати, обуви стоит уделить отдельное внимание - вряд ли вы зимой рассекаете в контактных туфлях, а педали леденеют так же как и остальные фрагменты "велоанатомии", так что убедитесь, что протектор на зимних ботинках надежно контачит с педалью. Соскользнувшая ступня, особенно при "верхнем" подъеме - это путь к падению или растяжению.
8 марта 2020 г.  Чувствуете, как весной пахнет? И я нет...
8 марта 2020 г. Чувствуете, как весной пахнет? И я нет...

Ну и как обещала - рейтинг самых оригинальных вопросов о зимних велопокатушках, которые мне задавали:

  • не лопаются ли колеса на морозе?

Нет, не лопаются. При охлаждении воздух сжимается, давление в камере уменьшается. Это во-первых. Во-вторых, все потенциально травмоопасные объекты - стекла, гвозди, камни - как правило, находятся под метровым слоем снега, так что шансов пробиться намного меньше.

  • а седло зимой специальное, с подогревом?

Отличная идея, но нет, с подогревом только стельки. А седло обычное. Может, мехом его подбить?.. Элегантно будет, хотя по-цыгански немного.

  • что будет, если лизнуть раму на морозе?

Не пробовала, у меня не настолько близкие отношения с велосипедом. Подозреваю, будет невкусно и холодно.

  • а вас муж одну отпускает зимой?

Честно, вот тут тот самый редкий случай, когда я не знаю, чем оправдаться, что зимой я обладаю ровно той же свободой передвижения, что и в любое другое время года.

  • А как вы так шипы втыкаете в колеса, что они не лопаются?

Я оооооочень аккуратно!

  • а если упадете?

На самом деле, это хороший вопрос. Стряхну снег с одежды и поеду дальше. С удовольствием бы лежала и страдала, но холодно.

Кстати, у нас - кроме зимних бреветов, о которых я упоминала, - есть и другие зимние вэлотрадиции. Например, 31 декабря вечером объезжать все городские елки. А у вас? Напишите о самых интересных зимних велозаездах! И зимних велофоточек накидайте:)

-11

Всех обнимаю и Ride On, конечно

#велосезон #зимойнавелосипеде #тренируемсязимой #велосипед #велосипедист #катаюзимой #велотренировка #мтб #ухта