🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Украина и зло коррупции» довольно правдиво, хотя и сглаживая углы и с кучей оговорок рассказывает о грязных делишках ОПГ «95-й квартал». Впрочем, Шабунин на роль белого рыцаря в сверкающих доспехах тоже как-то не тянет.
«Как только появляются деньги, в нашей стране снова начинается большая коррупция. Поэтому наше главное требование к американцам и европейцам: дайте денег на зарплату солдатам или социальные пособия. Но не давайте денег на послевоенное восстановление, которые попадут в бюджет и которыми наше правительство сможет распоряжаться» ©
Прекрасно. Просто прекрасно!
Уровень упоротости: повышенный 🟠
Автор: Флориан Хассель. Перевёл: "Мекленбургский Петербуржец"
Хотя война всё ещё бушует, некоторые опасаются, что восстановление Украины может провалиться, если средства будут просто утекать в коррупционную дыру. Что могут сделать с этим сама Украина и Запад?
Виталий Шабунин никогда не думал, что возьмёт перерыв в борьбе с коррупцией. Более десяти лет соучредитель Антикоррупционного центра (Antac) в Киеве боролся за реформы правового государства, органов власти и законов, которые бы положили конец - или, по крайней мере, уменьшили - коренное зло, пронизывающее Украину.
Шабунин, высокий, с мелированными светлыми волосами, помогал продвигать центральные антикоррупционные агентства вместе с Antac и бил тревогу, когда президенты Украины - сначала Пётр Порошенко, затем Владимир Зеленский - и их правительства, парламентарии или коррумпированные агентства и судьи пытались саботировать или свернуть ключевые реформы.
Ответ не заставил себя ждать: Шабунину угрожали сфабрикованным обвинительным заключением, по которому он должен был попасть в тюрьму, и нападали на него с кислотной краской. В июле 2020 года его дом был даже сожжён ночью в результате предполагаемого покушения. Но Шабунин продолжал своё дело. До 24 февраля. Именно тогда Шабунин оставил борьбу с коррупцией и занялся борьбой с русскими. Сначала он служил в центре министерства обороны, теперь - в территориальной обороне.
«Если мы проиграем эту войну, все реформы и гражданские группы уйдут в прошлое. Тогда будет вторая Буча, но уже на всей территории Украины, тогда мы потеряем свою государственность, и русские поставят нас и других реформаторов к стенке», - говорит Шабунин, делая небольшой перерыв от военных действий в одном из киевских кафе. «Теперь речь идёт не о борьбе с коррупцией, а об оружии для нашей борьбы за выживание».
Коллеги Шабунина, такие как директор Antac Дарья Каленюк, проводят в Вашингтоне и европейских столицах кампании за поставки западного оружия. В любом случае, в разорённой войной Украине «воровать особо нечего, когда денег не хватает даже на зарплату», - говорит Шабунин. Однако не все видят это именно так [и правильно делают. На Украине добрая традиция – воровать с убытков – прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Парламентарию Владимиру Ариеву после начала войны подарили автомат. Его 21-летняя дочь Ярина предпочла выйти замуж и вышла замуж в день начала войны, после чего вместе с мужем Святославом записалась в ряды территориальной обороны. Даже во время войны коррупция не исчезла, считает Ариев.
Парламентарий, который принадлежит к оппозиционной партии экс-президента Порошенко, был поражён, например, когда в начале лета прочитал о предполагаемых успехах «Зелёной страны», программы президента Зеленского: согласно этой программе, за три года в Украине должен был быть посажен миллиард деревьев [🤦♂️ – прим. «МП»].
«В Черниговской области к северо-востоку от Киева в начале марта было посажено три миллиона деревьев, а к середине июня предположительно было посажено тринадцать миллионов деревьев», - говорит Ариев. «Правда? В районе, где шли активные боевые действия и который русские занимали в течение длительного времени, за три месяца войны было посажено десять миллионов деревьев? Я бы хотел посмотреть на них». Ариев навёл справки о том, где были посажены все эти деревья. По его словам, он не получил удовлетворительного ответа. Украинский Леснадзор [в тексте – die Staatsforsten – не знаю, как корректно перевести – прим. «МП»] также оставили запрос SZ без ответа.
Представители бизнеса также не видят исчезновения коррупции. «Коррупция по-прежнему представляет собой большую опасность», - говорит экономист Андрей Длигач. «Это касается университетов или больниц, а также бизнесменов. Они вынуждены участвовать в коррупционных схемах, если хотят выжить». Киевская информационная служба «Зеркало недели» (ZN) рассказала, что в городах почти каждый, кто хочет получить разрешение на строительство или подключение к электросети или канализации, должен иметь дело с зачастую масштабной коррупцией: например, переоформить квартиру на чиновника в обмен на разрешение на строительство. Иностранные инвесторы, желающие вложить средства в реконструкцию, в этом плане не отличаются от местных. От беспомощности из-за сложившейся ситуации ZN предложило доверить процесс утверждения проектов реконструкции иностранным властям.
Во вторник на конференции в Берлине под эгидой Германии будет обсуждаться вопрос восстановления Украины. Оценка стоимости реконструкции исчисляется сотнями миллиардов евро. Антикоррупционный активист Шабунин также выступает за жёсткие меры. «Как только появляются деньги, в нашей стране снова начинается большая коррупция. Поэтому наше главное требование к американцам и европейцам: дайте денег на зарплату солдатам или социальные пособия. Но не давайте денег на послевоенное восстановление, которые попадут в бюджет и которыми наше правительство сможет распоряжаться», - говорит активист «Антака». «Тогда кто-то попытается украсть, будь то министр или кто-то на более низком уровне. Давать деньги на реконструкцию могут только Всемирный банк или МВФ. И наше правительство должно иметь возможность решать, что строить, но не кто будет строить».
Скептицизм кажется оправданным - даже в отношении украинской верхушки. В июне в SZ попала секретная информация из доклада, подготовленного по заказу ЕС: отчёт выявил «общее отсутствие подлинной воли к борьбе с коррупцией» в Киеве. Президент Зеленский действительно обещал в 2019 году навести порядок в украинской политике. Но до сих пор ни один высокопоставленный государственный служащий или олигарх, подозреваемый в миллиардных махинациях, не попал в тюрьму за коррупцию. Президент или его сотрудники систематически откладывали или саботировали попытки сделать органы, созданные для борьбы с коррупцией, дееспособными и независимыми.
Например, важная должность начальника Специальной прокуратуры по борьбе с коррупцией государственных служащих (Sapo) оставалась вакантной в течение многих лет. А когда в декабре 2021 года следователь Александр Клименко наконец-то выиграл у конкурентов, его назначение было заблокировано на полгода. Неудивительно: Клименко ранее расследовал дело Олега Татарова, заместителя руководителя президентского аппарата Зеленского, которого подозревали в коррупции. Только после сильного давления со стороны ЕС и послов стран «Большой семёрки» Клименко был наконец назначен в июле. Сможет ли он изменить ситуацию - вопрос открытый. Татаров, которого явно поддерживал Зеленский, остаётся на своём посту - и отвечает за правосудие и борьбу с коррупцией.
Миллиарды уже текут в страну, особенно из Вашингтона - также в военный сектор, который считается особенно коррумпированным. «Украина не только одна из самых коррумпированных стран в мире, но и имеет один из самых высоких уровней секретности в военных расходах», - говорит экс-дипломат Джеймс Вассерстром, в течение многих лет работавший специалистом по борьбе с коррупцией в посольстве США в Афганистане, например, и в течение многих лет также активно работавший на Украине. Гражданская группа Transparency International по-прежнему определяет «высокий риск коррупции» в военном секторе для Украины в 2021 году, несмотря на реформы. «Если нынешние подходы не будут радикально изменены, то на Украине, как и в Афганистане, будет украдено много денег», - говорит Вассерстром.
Министр обороны Украины Алексей Резников в середине июня заверил, что в борьбе за выживание у Украины «нет причин для контрабанды оружия за границу». В любом случае, тяжёлое вооружение оснащено спутниковой системой слежения GPS, и Украина использует программное обеспечение НАТО для управления оружием, поставляемым Западом. Конечно, контроль ограничен Киевом - а иногда и не только им.
«Фактически, в армии нет даже общенациональной электронной системы логистики и управления», - говорит SZ сотрудник военного аппарата. В 2017 и 2019 годах служба расследований Bihus.info сообщала о коррупции при закупке оружия с участием высокопоставленных чиновников, а антикоррупционное бюро НАБУ сообщило о хищении миллионов долларов высокопоставленными чиновниками Министерства обороны ещё осенью 2021 года.
Через три месяца после начала войны, в мае 2022 года была разоблачена попытка незаконной продажи более 1000 бронежилетов, предназначенных для военнослужащих. А парламентарий Ариев теперь говорит, что получает информацию о коррупции в государственных закупках оружия для Украины. «На фоне того, что там происходит сейчас, коррупция раньше была детским садом».
Глава Национального агентства по предотвращению коррупции (НАКО) Александр Новиков в конце мая заявил американскому радио «Голос Америки», что каждая западная поставка оружия контролируется сотрудником спецслужбы СБУ, которая до 2018 года была главным куратором войны на востоке Украины, начавшейся в 2014 году. Там процветала контрабанда оружия, наркотиков и людей. Согласно докладу НАКО, при участии СБУ.
Сама СБУ потрясена масштабными коррупционными скандалами до самого верха. «Те, кто сейчас использует СБУ в качестве контролёра, с таким же успехом могут послать лису сторожить курятник», - говорит эксперт Вассерштром. Но: «Причина во всех войнах одна и та же», - говорит Вассерштром: - «Это борьба за выживание, у нас сейчас нет времени на сложные механизмы управления. Но без них мы впоследствии увидим сообщения, подобные тем, что были в Афганистане, об Украине».
Там, например, США годами платили десятки миллиардов долларов за сотни тысяч солдат и полицейских, которые существовали только на бумаге. По словам бывшего министра финансов Афганистана Халеда Пайенды, вместо официально более чем 300 000 афганских солдат и полицейских, на самом деле их было «не более 40-50 000 - остальные были солдатами-призраками». Специальный инспектор правительства США сообщил, что США также не проследили за значительной частью поставленного оружия - и, несмотря на все отчёты, за более чем десятилетие так и не ввели эффективный контроль.
По словам Вассерштрома, западные доноры денег и оружия должны «немедленно выделить несколько десятков миллионов долларов и немедленно отправить на Украину квалифицированных, независимых инспекторов, которые смогут без предупреждения проверить всю страну, вплоть до последней бригады, чтобы убедиться, что то, что должно быть там, всё ещё там». Реформатор Шабунин также считает, что важен максимальный контроль. «Если произойдёт первый скандал с миллиардами помощи Украине, оппозиция в странах Запада справедливо закричит, и правительствам будет трудно оправдать дальнейшее выделение денег для нашей страны».
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: