Найти в Дзене
Псиблог

Детская Психология: Размышления об эмоциях

В следующих статьях мы обсудим понимание детьми сложных эмоций: гордости, вины и стыда.

ВВЕДЕНИЕ

Дети проявляют широкий спектр эмоциональных реакций. Они могут одинаково ярко демонстрировать радость, гнев или быть мрачнее тучи. Каковы определяющие факторы эмоций? Как изначально развиваются эмоциональные реакции и как они меняются с возрастом? Когда и как дети учатся распознавать и навешивать ярлыки на собственные эмоции и эмоции других людей? В этой главе мы исследуем происхождение и развитие эмоций и покажем, как связаны раннее эмоциональное и социальное развитие. Сначала рассмотрим улыбку, как ранний показатель положительного влияния на мир. Далее мы исследуем развитие привязанности, процесс, с помощью которого ребенок развивает особую привязанность к определенным людям. Чтобы проиллюстрировать возникновение отрицательных эмоций, мы рассмотрим страх, уделяя особое внимание развитию социальных страхов, особенно страха перед незнакомцами. Наконец, мы исследуем понимание детьми значения эмоций и типов ситуаций, вызывающих различные чувства.

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

Дети смеются, плачут и выказывают страх, гнев, любовь и привязанность. Какие функции выполняют эти эмоциональные реакции? Эмоции можно рассматривать как формы общения, с помощью которых младенцы и дети постарше  могут передавать другим информацию о своих текущих чувствах, потребностях и желаниях. Например, улыбаясь, младенец говорит другим, что событие или объект доставляет ему удовольствие, а, хмурым лицом он выражает неудовлетворение ситуацией. Во-вторых, эмоции служат для регулирования социальной дистанции. Улыбаясь, младенец с большей вероятностью будет поддерживать контакт с опекуном. Точно так же гнев может помочь держать незнакомца на расстоянии, в то время как печаль и плач заставляют взрослых обратить на него внимание. Эмоциональные сигналы, такие как улыбка, хмурый взгляд и вспышки гнева, также служат другим социальным функциям. Улыбку можно рассматривать как форму приветствия. Дети часто используют эмоциональные выражения для регулирования конфликта. Выражение гнева и угрозы может отпугнуть потенциального агрессора, а улыбка может служить сигналом умиротворения в проигрышной конфликтной ситуации. Таким образом, через эмоциональные проявления младенцы и маленькие дети могут сообщать о своих потребностях и желаниях. Эти выражения являются одним из первых способов получить контроль над своим социальным окружением. Эмоции — это двусторонний процесс: дети не только учатся управлять другими, осторожно демонстрируя различные эмоции, но, в свою очередь, учатся распознавать или читать эмоциональные послания других людей. Оба процесса (производство эмоций и их распознавание) являются  важными способами регулирования общения с окружением. Мы начинаем наше исследование эмоционального развития с изучения появления способности производить и распознавать эмоциональные выражения в младенчестве и раннем детстве.

ПРОИЗВОДСТВО И РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Производство эмоций

В последнее время появилось немало свидетельств того, что выражения лиц могут быть генетически детерминированы. По крайней мере частично. Это предположение находит подтверждение в работах о том, что сходные выражения лиц у взрослых встречаются во всех культурах (Ekman & Oster, 1979; Izard & Malatesta, 1987; Izard, 1991). А как насчет младенцев?

По словам матерей, младенцы проявляют широкий спектр эмоций в очень раннем возрасте (Johnson, Emde, Pannabecker, Stenberg, & Davis, 1982). 95% матерей, участвовавших в исследовании, заявили, что их месячные младенцы проявляли радость, 85% заявили, что их дети демонстрируют гнев, 74% отметили  удивление, 58%  заметили страх и 34% были уверены, что малыш  грустит. Почти все матери (99 процентов) думали, что их месячный ребенок  проявляет интерес. Эти матери реагировали на любое поведение своих младенцев (выражение лица, вокализации, движения тела), а также на ситуативный контекст (голод, игра). Обстоятельства явно влияют на наше восприятие эмоций, как у младенцев, так и у взрослых. Однако даже более объективные наблюдатели согласились с наблюдениями матерей. На основе видеозаписей игровых взаимодействий 3-6-ти месячных младенцев и их матерей Малатеста и Хэвиленд (1982, 1985) пришли к выводу, что младенцы демонстрируют определенные выражения лица, соответствующие выражениям гнева, боли, интереса, удивления, радости и печали у взрослых людей. Однако неясно, отражают ли эти выражения в точности одни и те же эмоции у младенцев и взрослых (Sroufe, 1979). Например, выражения гнева и боли у младенцев могут отражать более общие состояния дистресса, а не конкретные эмоции, подобные взрослым (Camras, Malatesta, & Izard, 1991). Так же, как взрослые более эмоциональны, когда они общаются с кем-то другим, младенцы проявляют больше эмоций, когда они играют со своей матерью или другим ребенком, чем когда они одни (Adamson & Bakeman, 1985).

Выражения эмоций различаются в зависимости от порядка их появления в репертуаре младенца. По словам Изарда и Малатеста (1987), пионеров в искусстве наблюдения за младенческими эмоциями, некоторые выражения, такие как испуг, страдание (в ответ на боль), отвращение и рудиментарная улыбка, очевидны при рождении. Вспомните, что новорожденные младенцы, демонстрируют выражение отвращения в ответ на горький вкус (Rosenstein & Oster, 1988). Эти выражения являются предвестниками социальной улыбки и эмоций удивления и печали, которые появляются позже. В отличие от улыбки новорожденного, которая, кажется, не связана с определенными внешними факторами, социальная улыбка, возникает в ответ на определенные события, такие как голоса или лица и появляется примерно через 4-6 недель. К 3–4-м месяцам на лице появляются гнев, удивление и печаль. Например, Стенберг и Кампос (1989) обнаружили, что лишь немногие месячные дети демонстрируют выражение гнева, когда их руки мягко удерживаются, в то время как к 4-7-ми месяцам 56% младенцев проявляют явное выражение гнева в подобных обстоятельствах. Выражение страха входит в эмоциональный репертуар младенца, когда ему исполняется 7 месяцев (Camras, et al., 1991), застенчивость наступает немного позже, в возрасте от 6 до 8-ми месяцев. По словам Изарда и Малатесты, презрение и чувство вины проявляются только на втором году жизни.

Выражение эмоций у младенцев не происходит случайным образом. Появляется все больше свидетельств того, что определенные эмоциональные проявления возникают в ответ на определенные внешние события. Например, Стенберг, Кампос и Эмде (1983) обнаружили, что 7-ми месячные дети выражали гнев, если им в рот клали печенье, но тут же его забирали назад. Другие исследователи обнаружили, что у двухмесячных младенцев, которым делали прививку, регистрировалось отчетливое выражение презрения, в то время как у более старших младенцев в возрасте от 6-ти месяцев проявлялось выражение гнева (Izard, Hembree, Dougherty, & Coss, 1983; Izard, Hembree, & Huebner, 1987). Короче говоря, эмоциональные выражения очень специфичны по своему шаблону и тесно связаны с конкретными типами событий.

Распознавание эмоций

Интересно не только понять возникновение эмоциональных проявлений, но и определить, когда младенцы учатся распознавать эмоциональные состояния других.

Задолго до того, как младенец учится понимать словесный язык, его опекуны выражают свои чувства и желания с помощью целого ряда эмоциональных выражений. Как заметил Дарвин (1872) более века назад: «Движения выражения лица и тела при общении между матерью и ее младенцем крайне важны. Она одобрительно улыбается и, таким образом, поощряет своего ребенка на верный путь или хмурится неодобрительно» (стр. 364) . Более того, матери в процессе взаимодействия с детьми часто демонстрируют различные эмоции, что дает младенцам возможность узнать об их эмоциональных выражениях. Малатеста (1982) подсчитал, что в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев, наступает пиковое время игр лицом к лицу. В этот период младенец знакомится с 32000 примерами эмоциональных эмоций.

4-х месяцев младенцы могут различать эмоции. Младенцам от 4-х до 6-ти месяцев были показаны слайды с изображением лица взрослого, выражающего радость, гнев или нейтральное выражение. Малыши дольше смотрели на выражение радости, чем на выражение гнева или нейтральное выражение (La Barbera, Izard, Vietze, & Parisi, 1976). Способность ребенка различать радость до того, как он сможет распознать гнев, согласуется с ходом развития собственного эмоционального ряда младенца. Улыбка и смех — положительные эмоции — развиваются раньше страха — отрицательного эмоционального состояния. (Camras et al., 1991). Полученные данные согласуются с мнением о том, что:

«Биологические механизмы, лежащие в основе конкретной абстрактной эмоции, становятся функциональными по мере того, как эта эмоция становится адаптивной в жизни младенца и может обеспечить ему полезный и самосовершенствующийся опыт. Такое признание может также укрепить связь между матерью и младенцем и способствовать взаимовыгодному опыту, особенно если распознавание радости приводит к выражению радости.  Распознавание гнева не адаптивно в первые полгода жизни. Кажется разумным, что выражения гнева потребует ответной реакции, которая выходит за рамки возможностей шестимесячного ребенка». (La Barbera, et al., 1976, р. 537).

Свидетельства указывают на то, что способность и младенцев, и детей точно воспроизводить выражения лица выше, чем их точность в их распознавании (Field, 1990; Field & Walden, 1982a, 1982b). Четырехлетним детям предлагалось демонстрировать различные эмоциональные выражения, такие как счастье, страх и гнев. Затем дети оценивали свои собственные записанные на видео выражения лиц, как и взрослые. Взрослые давали более точную оценку, чем дети, что подтверждает утверждение о том, что дети лучше создают эмоции, чем распознают их. Как и младенцы, дошкольники могли распознавать положительные эмоции, такие как счастье, легче, чем гнев или страх. Точно так же взрослые были более точны в оценке счастливых выражений лиц дошкольников, чем в их проявлениях страха и гнева (Field & Walden, 1982b).

Наконец, способность к производству и распознаванию положительно связаны: дошкольники, которые посылают четкие эмоциональные сигналы, также хорошо умеют оценивать эмоциональные выражения (Malatesta, 1982).C возрастом дети улучшают свою способность различать и воспроизводить выражения лица. Вероятно, это способствует более частому и успешному участию сверстников в  сложных социальных взаимодействиях  (Buck, 1984; Feldman & Rimé, 1991).

Возникновение правил эмоционального проявления

В результате развития процессов саморегуляции посредством взросления и социализации «интенсивные и нерегулируемые выражения в младенчестве уступают место более модулированным выражениям» (Malatesta, Culver, Tesman & Shepard  1989). Различные аспекты эмоционального выражения меняются с возрастом. Эмоциональные выражения становятся менее частыми (Malatesta, Grigoryev, Lamb, Albin, & Culver, 1986), менее изменчивыми и более традиционными (Saarni, 1989), менее абстрактными (Demos, 1982) и более миниатюрными (Malatesta & Izard, 1984). Более того, дети учатся реагировать на культурные правила, которые диктуют, какие эмоции проявлять и при каких обстоятельствах. Это часто означает научиться отделять эмоциональные проявления от эмоциональных чувств. Дети учатся улыбаться, даже когда чувствуют неудовольствие или имитируют страдания, которых на самом деле не ощущают. Согласно Экнману (1977), это может происходить различными способами: усилением или преувеличением, снижением интенсивности или минимизацией, нейтрализацией (с непроницаемым выражением лица) и маскировкой (скрытием ваших чувств путем демонстрации другого выражения).

Понимание «правил показа» становится очевидным уже в двухлетнем возрасте (Lewis & Michaelson, 1985). Самые ранние формы преднамеренного или сознательного  контроля выражения лица включают, как усиление, так и снижение экспрессивного поведения. Непреднамеренный контроль над экспрессивным поведением может проявиться еще раньше, когда 3-х месячные дети берут в рот большие пальцы для самоуспокоения.

К 2-м годам дети уже имеют некоторое представление о правилах демонстрации эмоций (Lewis & Michaelson, 1985). К дошкольному возрасту (3 года) дети могут проявлять невозмутимость или нейтралитет. Самым трудным достижением в развитии является маскировка. Дошкольники по просьбе могут сделать счастливое лицо, только если нет скрытого конкурирующего негативного состояния (Cole, 1985). Однако даже детям школьного возраста трудно имитировать удовольствие, если им плохо (Saarni, 1979, 1989).

В следующий раз, руководствуясь общим обзором эмоций, мы  более подробно рассмотрим развитие улыбки и страха. Мы так же увидим, что эмоции выполняют важные функции в организации того, как дети учатся взаимодействовать с другими людьми в своем социальном окружении.

ПсиБлог.рф

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, эмоциональное развитие ребенка, Изард исследования, Экман исследования, теория привязанности, развитие младенца.