Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Черная луна (1975, Франция - Германия, сюрреализм): с неба ухмыляется она

Нет ничего бессмысленнее, чем выдавливать из себя рецензию на сюрреалистический фильм. Такой фильм нарушает привычные законы композиции и колорита, выходит за рамки Искусства Повседневности или Повседневного Искусства, эпатирует зрителя. Есть хорошие сюрреалистические фильмы. Но даже они не всегда могут найти своего зрителя. Эти фильмы тычутся пальцами в небо. Потому что у каждого зрителя свое восприятие "запредельного". Их, этих восприятий, огромное количество. А эти восприятия, в свою очередь, аршином точно так же НЕ ИЗМЕРИТЬ, потому что привычные законы (например, "золотой середины") здесь уже не работают. Сюрреализм на то и сюрреализм, чтобы находиться за гранью как законов природы, так и придуманных людьми канонов. Даже если в фильм намеренно вводится антипод какого-то реального человека, фильм не может называться сюрреалистическим. Это пародия, может, фарс, но не сюрреализм.

Кадр из фильма "Черная луна" (1975)
Кадр из фильма "Черная луна" (1975)

Лично мне кажется, что настоящий сюрреалистический фильм должен играть на грани реальности и реальности, противоположной настоящей реальности. Блестяще удавалось Бунюэлю показывать запредельное в пределах вполне определенного, "нормального" сюжета (я имею в виду его поздние фильмы — от "Дневной красавицы" до "Смутного объекта желания").

Коротко говоря, фильм
Луи Маля с равным успехом может как "пропереть" зрителя, так и не "пропереть". Поэтому я пишу не рецензию, а просто сообщаю, что лично мне в фильме понравилось, а что не понравилось (уверен, что одинаковых взглядов на этот фильм быть не может).

Кадр из фильма "Черная луна" (1975)
Кадр из фильма "Черная луна" (1975)

Восхитила операторская работа Свена Нюквиста. Бледная картинка: дымка и туман, тусклая темная зелень позднего лета, вечно пасмурное небо.

Однако в этих потрясающих декорациях потустороннего мира разворачивается совершенно отстойное действие. В фильме почти нет впечатляющих образов и сцен. Это просто скучный калейдоскоп — такой же скучный, как и героиня фильма, задавившая енота. Добавлю еще, что набор стекляшек в этом калейдоскопе довольно ограничен. Сюрреалисты — выходцы из мещанских семей, которых утомила зажиточная жизнь. Но среда, в которой выросли сюрреалисты, всегда даёт о себе знать. Поэтому в фильме присутствует некое жеманство: унылое поместье, пианино, за которым чувиха исполняет песню в импрессионисткой аранжировке, какие-то сабли, массивные кровати. Есть и красивая женщина, которая кормит грудью свою бабку-карлицу (карлики — необходимый, хотя и симпатичный, атрибут сюрреалистического кино. Если в супербоевике должен быть супергерой, то в сюре должны быть карлики).

Кадр из фильма "Черная луна" (1975)
Кадр из фильма "Черная луна" (1975)

Понравилось:

А) огромная свинья, бегущая в окружении голых детей
Б) Единорог. Здесь единорог не лошадь, а осёл
В) ну и в целом очень понравилось то, что в фильме большое количество животных

Оценка: 6,0 из 10.

Режиссер: Луи Маль
Сценарий: Луи Маль, Джойс Бунюэль,
Оператор: Свен Нюквист,
Композитор: Диего Массон.

В главных ролях: Катрин Харрисон, Джо Даллесандро.
В ролях: Александра Стюарт, Тереза Гис и др.

Кадр из фильма "Черная луна" (1975)
Кадр из фильма "Черная луна" (1975)

Интересные факты о фильме:

  • Сюрреалистический фильм о мировой войне между полами получил редкостно негативные отклики критиков, поэтому не очень известен (особенно по сравнению с другими фильмами Маля).
  • В "Черной луне" последнюю роль сыграла Тереза Гис (бабушка в доме), памяти которой и посвящен фильм.
  • Также в работе над фильмом засветились: бергмановский оператор Свен Нюквист, племянница Луиса Бунюэля Джойс, приложившая руку к сценарию, Джо Даллесандро, натурщик из авангардных фильмов Энди Уорхола и Пола Морисси.
  • Словосочетание "черная луна" используется достаточно редко. В астрономии оно имеет сразу несколько значений, одно из которых отсутствие полнолуния в календарном месяце, а также целый набор схожих определений, не получивших широкого распространения. Черная Луна также является альтернативным именем Лилит, женской ипостаси дьявола, и характерными символом японской мифологии.
  • Поместье, в котором происходит дело, принадлежало Луи Малю.

Читайте также на моем канале:

Луи Маль. Режиссеры французского кино
Владимир Гордеев5 июля 2023
Режиссеры мирового кино (избранное)
Владимир Гордеев25 июня 2022
Сюрреализм
Кадр из фильма "Черная луна" (1975)
Кадр из фильма "Черная луна" (1975)