Найти в Дзене
Uroboros

Властелин Колец: Кольца Власти. Линия Галадриэль. Первая серия

Говорят, «Кольца Власти» настолько ужасны, что нарушают все законы драматургии. Как только вышли две первые серии, наибольшей критики подверглась линия Галадриэль.

Игра актрисы в сочетании с неуместным феминизмом действительно разочаровала. Но никакого нарушения драматургии не было.

Чтобы это выяснить, предстоит вернуться к дебютным сериям, тщательно разобрав линию эльфийки.

Пролог демонстрирует сцену из ее детства, где она, увлеченная и целеустремленная, мастерит бумажный кораблик и пускает его по реке. Дети, насмехаясь, бросают в него камни.

Галадриэль злится и затевает драку, когда появляется ее брат.

-2

Из этого эпизода можно сделать вывод, что Галадриэль – аутсайдер.

Далее девочка-аутсайдер и ее брат, который всецело сестру поддерживает, ведут ключевой для сюжета диалог. Суть его в следующем:

Чтобы познать добро, нужно познать и зло.

Галадриэль спрашивает, как понять, где свет, а где тьма?

На что брат отвечает: понять это можно, только коснувшись тьмы.

-3

Так закладывается характер главной героини, ее мотивация и цель. Не удивительно, что слова брата повлияли на Галадриэль, ведь он выслушивал ее и поощрял.

Финрод, брат, охотится за Сауроном и погибает. Теперь мотивация героини окончательно сформирована, Галадриэль хочет отомстить за смерть самого близкого человека (эльфа).

Поиски Саурона приводят ее в замерзшие земли. Там вместе с отрядом она оказывается в сложном положении. Ее подчиненные не соглашаются продолжать миссию.

Галадриэль ощущает приближение бунта. Сценаристы не забывают о ее бремени аутсайдера: она не конфликтует с эльфом, который предлагает ей повернуть назад. Ее взгляд выражает, что она в очередной раз сталкивается с привычным для нее недоверием и непониманием.

-4

Когда отряд проникает в ледяную пещеру и обнаруживает там признаки Саурона, Галадриэль воодушевляется. Она даже пытается убедить спутников, что риск не напрасен, и ее предчувствия заслуживают доверия.

-5

Напавший на отряд пещерный тролль избивает эльфов, и Галадриэль навсегда теряет лояльность подчиненных.

Тема аутсайдерства получила развитие. У зрителя появляется представление о Галадриэль и ее взаимодействии с миром.

В следующем эпизоде она прибывает в эльфийский город Линдон. Там живет ее друг Элронд – вестник эльфийского короля. Хотя их связывают теплые отношения, Элронд скептически относится к охоте на Саурона.

Пусть Элронд и друг, однако он и должностное лицо (это его раздвоение обострится в линии с гномами). Он открыто говорит Галадриэль, что это не отряд ее предал, а она повела себя неправильно.

Создатели усложняют тему аутсайдерства. Начиная с Элронда, нам намекают, что мир вокруг Галадриэль состоит не столько из глупцов и обидчиков, сколько из людей со своими интересами и сложностями.

«Я не придворная, что обманется простой лестью. Я требую разговора с королем».

«Ты сказала прямо, и я буду также прям. Не твой отряд поднял бунт против тебя. А ты против верховного короля».

Галадриэль просит Элронда устроить ей личный разговор с королем Гил-Гэладом. Ее цель – попросить у него новый отряд.

Элронд соглашается – после церемонии награждения воинов в честь победы над Морготом.

Церемония назначена. Гил-Гэлад возвещает о том, что победители отправятся в бессмертные земли Валинора. И значит – планы Галадриэль рушатся.

Мы видим, как Элронд шепотом повторяет за королем его речь. Несомненно, текст речи им и написан.

-6

Обещание Элронда выполнить просьбу Галадриэль после церемонии обретает новый оттенок. Получается, он переиграл собеседницу, ее просьба не имела перспектив. Король не даст ей ни отряда, ни каких-либо шансов на поиск Саурона.

Образ Элронда оживает благодаря нескольким штрихам. Его персонаж противоречив.

Далее два почти раскрытых персонажа сталкиваются друг с другом в словесной конфронтации. И пусть диалоги пафосные, а Галадриэль чрезмерно напыщенная, сцена логична на все сто.

Элронд, держа бокалы с вином, подходит к Галадриэль. Мы помним, что он – политик, и поэтому уместно ожидать от него дипломатического решения. Предлагая эльфийке вино, он произносит:

-7

«Говорят, вино победы слаще для тех, на чьих испытаниях оно настояно».

«Я не чувствую победы», – отвечает Галадриэль. И нам прекрасно известно почему.

Элронд продолжает. Он желает смягчить ее настрой, расположив к себе. 

«Ты заслужила почести этого дня. Твой брат гордился бы тобой».

-8

Ему это удалось, хотя откровенничает она о прежнем, – не хочу покидать Средиземье. И смотрит на статуи погибших эльфов.

«Я помню, когда вырезали первые изображения павших, сохраненные в живущем. Отчасти я верила, что обрету покой здесь – с ними. Но я покидаю их».

«Это дар, – отвечает Элронд. – Дар короля».

Он пока еще играет в дипломата.

«Дар, что я решила отвергнуть».

«Мой брат отдал жизнь, охотясь на Саурона. Его задача теперь моя. Я иду искать врага, что ушел на Север. Одна, если придется».

-9

Считаю важным привести слова Элронда, они ключевые в этой сцене. Они разделяют обоих персонажей, показывая, что каждый изберет свой образ действий. 

Он достает карту с меткой Саурона и говорит:

«Ах да, твоя загадочная печать… Я показал ее королю».

«Сама печать не значит, что ты близка к поимке Саурона. Все закончилось. Зло ушло».

Это шантаж. Мы узнали натуру Элронда и были готовы к такому развороту. Его дипломатия сменяется агрессией.

Почему он церемонится с ней? Почему не рубит с плеча? Потому что он ее друг. Любопытно, что в дальнейшем Элронду придется по-настоящему пережить дилемму политика и друга – уже не с Галадриэль.

Последняя сцена в первом эпизоде – та, где все темы, поднятые ранее, приводят к одному единственному поступку – прыжку в океан.

Да, поступок совершенно фантастический. Существуют бесчисленные способы избежать отплытия в Валинор. Более реалистичные. Создатели предпочли самый эффектный.

-10

В древней поэме «Беовульф» одноименный персонаж хвастался тем, что переплыл море, соревнуясь с другим прославленным воином. А поэма была одним из главных источников вдохновения для Толкина. Он кропотливо изучал ее и даже по-своему перевел.

Это лишь догадки. Думаю, таким образом создатели отдали дань уважения древней эпической литературе.

Или перед нами «наследие» Питера Джексона? Кому забыть эльфа Леголаса и его абсолютно запредельные трюки! Смотрите же, как эльф переплывает море.

Корабль Галадриэль приближается к Валинору. Ей нечего терять. Она одинока в своих устремлениях, ни соратников и ни друзей. Элронд ее предал, окружающие смотрят на нее как даму со странностями. Король избавляется от нее, и только глупец не догадается о причине, – чтобы она не создавала проблем. 

 И в роковой момент она вспоминает слова брата: иногда нам не понять, куда идти, пока мы не коснемся тьмы.

Брат – и живой, и мертвый – остается единственным лучом истины. Кого послушает Галадриэль – тех, кто ее предал и отправил в ссылку, или любимого брата, заботливого и доброго наставника?

Сценаристы не облажались. Скрупулезно и внимательно они выстраивают характеры и причинно-следственные связи.

Другое дело – исполнение. У меня нет претензий к Элронду, он играет достаточно стандартно. Могло быть и лучше, тогда бы получился совсем иной сериал. Менее фэнтезийный и более приземленный.

Проблема, по большому счету, в Морфидд Кларк. Да, вышеописанные нюансы в ее игре заметны, однако это не то, – о чем уже было много написано и сказано.