Найти тему

Легкие деньги на мерче: звезды велели делиться

Зарабатывать миллионы на своем имени под силу только избранным мира сего. И порой даже уход в мир иной этому не помеха. Мерч давно стал отдельным жанром рекламы. Футболки, кружки, значки и прочие атрибуты с изображением селебрити пользуются бешеным спросом у фанатов и приносят неплохой доход тем, кто их выпускает.

Пионеры и рекордсмены

-2

Распространять атрибутику с логотипами и изображениями популярных музыкантов за деньги начали еще в шестидесятые годы прошлого века. Тогда проще всего было зарабатывать на Beatles, Doors и Rolling Stones. В семидесятые и позже главными героями мерча стали Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath и Who. Конечно, тогдашние обороты от продаж с современными не сравнить, но начало было положено. Примечательно, что зачастую занимались этим бесконечно далекие от мира музыки ушлые дельцы, прознавшие как конвертировать фанатскую любовь в доллары.

Любовь до гроба

-3

Впрочем, вскоре и сами исполнители смекнули, что можно приумножать собственные капиталы за счет выпуска фирменного мерча. Пожалуй, больше всего энтузиазма и креатива в этом вопросе проявили (и продолжают это делать) самые эпатажные на тот момент экспериментаторы от тяжелого рока группа Kiss. Кружки, рюкзаки, футболки, ланчбоксы и даже перочинные ножи до сих пор можно купить на многих онлайн-площадках. Настоящей вишенкой на торте стала вышедшая в 2010 году линейка эксклюзивных… гробов с изображением четверки «киссов» и их легендарным логотипом.

Космическая арифметика

-4

Сегодня торговля мерчем – весьма прибыльный бизнес. Особенно, если речь о раскрученных звездах мирового уровня. К примеру, на одном концерте Канье Уэста или Тэйлор Свифт каждый фанат приносит в среднем от 10 до 30 долларов. В перерасчете на всех пришедших – это около 400 тысяч долларов. Хотя распространителям мерча уходит не вся сумма целиком. Теперь приходится делиться с кормильцами. Поскольку звездное имя защищено авторским правом, за его использование полагается отдавать от 10 до 35 процентов полученного дохода. Многие знаменитости решили обойтись без посредников и основали собственные бренды модной одежды. Особенно здорово это удается американским рэперам, вроде того же Канье Уэста, Джей-Зи и Пи Дидди.

Сестры по несчастью

-5

Там, где звезды, там всегда скандалы. Не обошлось без них и в одной истории с мерчем. В 2017 году сестры Кайли и Кендалл Дженнер представили публике линейку маек со своими портретами на фоне логотипов Metallica, Doors, Pink Floyd и Тупака Шакура – по 125 долларов за штуку. Но вместо сумасшедших продаж они получили десятки судебных исков от правообладателей музыкальных коллективов. После чего сестры быстренько изъяли мерч и принесли в соцсетях публичные извинения.

К слову сказать, они были не первыми, кто додумался до коллаборации высокой моды и легенд рока. В 2016 году лакшери-магазин BarneyS представил футболки с логотипами андеграундной панк-группы Black Flag – по 265 долларов за штуку. И это при том, что аналогичную футболку с фирменным принтом можно было купить на официальном сайте музыкантов всего за 15 баксов.

Бизнес на поток

-6

Заработать на звездных именах пробовали и другие модные бренды, такие как Urban Outfitters, H&M, Diesel и даже Gucci. Правда, никаких эксклюзивных продуктов они не предложили. Вместо этого просто перепечатали готовые изображения со старых футболок. И кстати, далеко не все отчислили полагающиеся проценты правообладателям. Карма сработала незамедлительно.

Так, наследники интеллектуальной собственности Nirvana подали в суд на дизайнера Марка Джейкобса (на момент событий возглавлявшего Louis Vuitton) за копирование их классической футболки с улыбающейся рожицей в рамках коллекции Redux Grunge. Картинка с обложки первого альбома британской рок-группы Joy Division «Unknown Pleasures» с радиоволнами умирающей звезды вообще начала жить собственной жизнью. Сегодня это изображение можно встретить повсюду, начиная с официальной продукции компании Disney, заканчивая шторкой для душевой. Но о выплате процентов многие предпочитают не вспоминать.

Похоже, что создатели «звездного» мерча не видят ничего зазорного, чтобы лишний раз поместить лицо знаменитости на футболке или сумке. Борьба за авторские права идет с переменным успехом, а пиратство, судя по всему, остается занятием благородным.