Найти тему
Кофе с Кандинским

Разбор картины: Свежий кавалер

Сегодня детально рассматриваем шедевр Павла Федотова: хрестоматийное полотно с огромным количеством деталей рассказывает нам о реалиях николаевской эпохи.

Павел Федотов. Свежий кавалер. 1846. Государственная Третьяковская галерея
Павел Федотов. Свежий кавалер. 1846. Государственная Третьяковская галерея

Эта картина имеет несколько названий: "Свежий кавалер", "После пирушки", "Утро чиновника, получившего первый крестик" - последнее наилучшим образом говорит о сюжете.

Сам автор описывал ее так: "Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает права хозяину иметь гостей лучшего тона. Где завелась дурная связь, там и великий праздник - грязь".

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Друг нашего свежего кавалера спросонья едва может разлепить веки, а место, где он спал, говорит само за себя. Дурная компания явно свидетельствует о том, что, скорее всего, это была последняя награда, которую когда-либо получит герой картины.

Сама награда, которой так гордится мужчина в халате, - это знак ордена Святого Станислава третьей степени, самая младшая из возможных наград. Этот орден был учрежден польским королем Станиславом Понятовским, но впоследствии его переняли и в Российской империи. Девизом ордена была фраза "Награждая поощряет". Нашего кавалера, однако, орден поощрил не столько к работе, сколько к неумеренным возлияниям.

Стоит отметить, что герой радуется не просто получению знака отличия, эта награда впоследствии давала потомственное дворянство, а значит позволяла существенно повысить социальный статус - именно поэтому кавалер так важно надулся. Кстати, еще до окончания работы Федотова над картиной, награждение такими орденами отменили - власти решили, что слишком много дворян может получиться таким образом.

-3

Судя по интерьеру, наш герой был одиноким мужчиной, но не забывавшим о естественных потребностях, о чем явно свидетельствует беременная кухарка. Он довольно беден, снимает одну-единственную комнату, именно поэтому она так забита вещами: здесь и вся его одежда, и стол, и гитара, и книжки валяются на полу... - всюду царит хаос. Нет порядка в голове, нет порядка и вокруг, как бы говорит нам Федотов.

Кавалер завивает волосы, явно заботясь о том, как он выглядит в глазах окружающих, но это лишь ширма - безнравственного поведения, глупости и дурного характера. Федотовские герои часто предстают в таком "саморазоблачающем" виде.

-4

"Праздничная" трапеза кавалера и его собутыльников была довольно нехитрой: из закуски - селедка, хлеб да колбаса, и та недоеденная. Вполне очевидно, что кухарка не слишком обременяла себя приготовлением еды, что, вполне объяснимо с учетом ее положения. Либо, что не менее вероятно, отмечание награды было спонтанным, и закуска приобреталась по дороге. На столе можно разглядеть несколько бутылок для разного рода напитков, рюмку, тарелки, а также бритвенный прибор, зеркало, щетку и щипцы для завивки волос - все вместе, без всякого стеснения.

-5

Однако еще более "говорящие" детали можно увидеть под столом. Друзья употребляли множество самых разных напитков: на столе пустые водочный штоф и бутылки от дешевого отечественного рома, на полу - игристое "Донское" и огромная бутыль вина в плетеной корзине, также пустые. Варианта трактовки тут два: либо все это было выпито накануне, либо наш герой отмечает свой орден далеко не первый день.

Кстати, самые внимательные заметят под столом собачку. Видимо, у нашего кавалера все же есть и положительные черты, а именно любовь к животным: в одном комнате вместе с ним живут собака, кошка, канарейка. Другие животные - тараканы - увы, также присутствуют - и прямо на тарелке с колбасой.

-6

На картине есть еще одна любопытная деталь: в руках у служанки кофемолка. Этот предмет говорит нам о том, что действие картины вероятнее всего происходит в Петербурге, а не в Москве. В северной столице по утрам пили кофе, тогда как москвичи предпочитали чай. Такой обычай, вероятно, сложился потому, что в Петербурге с самого момента его основания жило множество иностранцев и некоторые их привычки со временем переняли и остальные жители.

-7

В руке кухарки можно заметить небольшую баночку - в таких продавалась помада для волос. Тогдашняя мода диктовала мужчинам завитые волосы, а делалось это так: на локон наносилась помада, затем он накручивался на папильотки (бумажки для завивки), а после нагревался щипцами. Бумага нужна была особая, газетная могла легко загореться и не подходила. На полу возле стула лежит томик сочинений Ф. Булгарина - скорее всего странички из этой книги и пошли на папильотки нашего героя.

-8

Ну и напоследок, немного о самом кавалере. Весь его облик - иронический парафраз античной статуи оратора. Халат наброшен на манер римской тоги, выставленный вперед подбородок, горделивая поза, босые ступни... Свежий кавалер мнит себя античным героем, не меньше. А между тем, халат его рваный и в пятнах, да и сам он попросту жалок в своих притязаниях - злая сатира на мелких душой чиновников, рвущихся к славе, но ничего из себя по сути не представляющих. Таких в николаевские времена было много, да и сейчас, прямо скажем, не редкость.

Работы Павла Федотова насыщенны информацией о своем времени, помимо высочайшего качества живописи в них есть повествовательность и занимательность, как в лучших произведениях русской литературы. За это и любим)