Найти тему
От окна до края света

На руинах погибшего города: о цикличности жизни...

В прошлом году я рассказала о небольшом путешествии в бывший город Кройцбург (ныне посёлок Славское Калининградской области). Тогда я писала, что выбирала место, куда хочу отправиться на выходных, случайным "тыком" пальцем в карту. Мне не составило труда найти в посёлке его основные достопримечательности: Дом пастора, здание суда Кройцбурга и руины кирхи. Эти объекты находятся посреди посёлка, тропы к ним исхожены. Но всё же это была лишь малая часть следов погибшего города, который здесь когда-то находился, и факт того, что я нашла далеко не всё, не давал мне покоя весь этот год...

Немалая часть руин погибшего города находится в лесу, который разросся в окрестностях посёлка вдоль ручья Великопального (бывш. Keygster). Лес там длинный и узкий, и заблудиться там довольно сложно. Но и найти в нём нужные руины тоже весьма непросто. Каждый раз приезжая в Славское, я надеялась найти разрушенную стену замка и руины фонтана (фотографии которого довольно часто мелькают в местных пабликах), но город упрямо прятал их среди зарослей и оврагов. Но пока он это делал, я находила всё новые и новые его остатки.

Ручей Великопальный:

Собственно, прочёсывать лес за этот год приходилось неоднократно. На карту я не смотрела не только из принципа и моей безудержной любви к приключениям, но ещё из-за того, что я не нашла карты, на которых были бы более-менее точно обозначены интересовавшие меня объекты. Вернее, карт было много, и на всех них эти объекты имели разные координаты.

Чтобы найти старое немецкое кладбище, которое сохранилось тоже больше в руинированном виде, нам не пришлось слишком сильно углубляться в лес — оно находится практически в центре. Чтобы на него попасть, мы обошли здание суда Кройцбурга и перелезли через овраг.

О том, что за оврагом есть что-то интересное, мы тогда ещё не знали, но это направление почему-то нас необъяснимо поманило.

Мы бродили по старому кладбищу и слушали звуки обычной деревни: кукареканье, мычание, жужжание какой-то техники, отдалённые голоса... Мы наслаждались весной. Но всё же некая местная сила, словно дух погибшего города, вроде бы и ненавязчиво, но всё же довольно настойчиво стремилась напомнить нам о себе.

Некоторые надгробия сползли в овраг, некоторые перевернулись и встали практически вертикально к земле, отчего бурная фантазия тут же нарисовала сюжет зомби-апокалипсиса, который уже начался, и почему-то местом своего начала выбрал Славское.

Мы вышли к старой аллее, которая, возможно, в некоторой степени дала начало разросшемуся здесь лесу. По аллее мы вернулись на центральную улицу, попутно обнаружив, что на кладбище есть более удобная дорога, нежели та, по которой мы на него попали.

Из того, что нам удалось найти в тот день ранней весны хочу отметить ещё старые гидротехнические сооружения. К сожалению, найти информацию о том что именно это было, мне не удалось. Максимум — изображение этого места на довоенной карте.

Фрагмент довоенной карты
Фрагмент довоенной карты

Рядом находится сооружение, которое больше всего похоже на дамбу со шлюзом. Это предположение подкрепляется тем, что позади находится заболоченный водоём, а перед ним, чуть ниже уровнем, идёт небольшой канал, в который могли сбрасывать воду.

Рядом лежат подготовленные явно для вывоза кирпичи. Формально, поскольку сооружение не включено в список охраняемых объектов, всё законно. Но выглядит довольно грустно...

-13

В следующий раз мы отправились на руины погибшего города Кройцбург уже поздней весной. День был солнечным, лес практически пробудился от зимней спячки и был переполнен шумом и цветением. Для знающего человека там было много целебных и просто съедобных трав: черемша, сныть, кислица... Забавно и необычно было наблюдать, как на руинах былого величия прошлой жизни вырастает жизнь новая, простая и полезная... Что-то окончательно разрушая, а что-то сохраняя навеки.

Наши поиски оказались успешнее, чем ранней весной, но и в этот раз нам не удалось найти всё, что мы искали.

Мы по-прежнему искали руины фонтана и замка. Но поскольку примерное местонахождение замка всё-таки было известно — он находился недалеко от центра, наши поиски начались с фонтана. А к замку мы решили подойти на обратном пути.

Мы прошли вверх по течению уже довольно далеко за пределы посёлка, но фонтана всё не было видно.

Если вновь обратиться к старым картам, можно обнаружить, что примерно в том месте, где мы нашли руины, изображённые на фото ниже, было нечто вроде дамбы и небольшого пруда. На этом мои познания об этих руинах, к сожалению, заканчиваются. Рискну предположить, что здесь когда-то могла быть замковая мельница и, соответственно, мельничный пруд.

Немного поразмыслив и решив, что фонтан мы либо пропустили, либо вообще идём не в том направлении, мы перешли через ручей, чтобы вернуться обратно по другому берегу. Но упрямая манящая тропа, которая шла по той стороне от ручья, не дала нам развернуться, и мы брели дальше...

-17

Мы набрели на руины искомого фонтана случайно, когда уже не особо надеялись его найти. Восторг, что, наверное, бывает у кладоискателей, объял не только меня, но и моих спутников, которые толком не знали, что мы ищем. Не знаю, чему они больше обрадовались: тому, что мы нашли искомое, или тому, что, Настя, наконец, успокоится и перестанет таскать их по лесу (второе — если они плохо знают Настю).

Рядом мы обнаружили изрытые руины ресторана, рядом с которым находился фонтан, и памятник Бойену, прусскому фельдмаршалу и военному министру Пруссии, уроженцу Кройцбурга. Мы увидели, что совсем рядом проходит автомобильная дорога, поэтому, знай мы точное место, возможно, и не пошли бы сюда через лес, а зашли со стороны этой дороги.

Руины ресторана и их окрестности:

Памятник фельдмаршалу Бойену:

Автомобильный мост:

Как несложно догадаться, долгая дорога по лесу нас порядочно вымотала. И, хотя я и была полна энтузиазма найти пресловутый замок, остальные не разделили моего стремления. Мы приняли решение вернуться сюда позже. Но поскольку совсем скоро должен был подняться летний бурьян, поиски пришлось отложить до осени...

На карте оставался всего один участок, который мы ещё не прочесали. Всякий раз я старалась зайти на него со стороны ручья. Но ввиду того, что такие поиски ни разу не увенчались успехом, в этот раз я решила попробовать зайти со стороны немецкого кладбища, стараясь обращать внимание на многочисленные тропинки, которые часто ведут к местным достопримечательностям.

Нам пришлось перебираться через один из многочисленных оврагов. На какое-то время мы потеряли тропинку и упёрлись в современное кладбище. Кстати, оно является неплохим ориентиром, поскольку находится на бывшем форбурге замка.

-24

И вот, наконец, мы нашли желанные руины того, с чего начинался город, когда-то здесь существовавший. Да, мы всегда проходили недалеко от них, но со стороны ручья, откуда мы пытались пробраться раньше, находится слишком крутой обрыв. Вообще, замок находился на возвышенности меж двух оврагов.

Как я уже писала, мы зашли со стороны кладбищ: старого немецкого и современного русского — не очень уютное соседство... Но тяжёлая энергетика этого места всё же не похожа на энергетику смерти. Это энергетика Памяти...

Когда-то здесь была прусская крепость Витиге, потом сюда пришли тевтоны и в 1240-м году построили на этом месте свою крепость. Здесь были и масштабные стройки, и масштабные войны. И даже когда замок прекратил своё существование, и от него остался лишь фрагмент оборонительной стены, сюда продолжали приходить люди: смотреть, отдыхать, фотографировать... Мы нашли остатки скамеек, которые здесь стояли, когда на этом месте была обустроена смотровая площадка или что-то в этом роде (ещё до войны). И что немаловажно — сюда продолжают приходить люди, хотя и смотреть здесь уже не на что. Если только не смотреть на то, что невозможно увидеть глазами...

Таким образом, эта прогулка по руинам погибшего города растянулась на год. Безжалостное время делает то, что не смогла когда-то сделать война. Хотя, если почитать историю Кройцбурга, понимаешь, что город умер собственной смертью: у него был свой расцвет и своё тихое увядание. Война и послевоенные годы ускорили гибель города, но ему, как и всему, что имеет начало, было отведено своё время и своя роль в истории. И, по всей видимости, своё время он практически до конца выбрал. Небольшие посёлки, выросшие на руинах Кройцбурга, хранят тень былого величия города и продолжают жить своей собственной жизнью, возможно, ещё довольно долгой.

И вот, глядя на все эти фото, я теперь сижу и думаю... Мы не помним того, что было, не ведаем, что будет. Мы не знаем, чьё величие будет навеки укрыто землёй и лесами, а какое воспрянет в самый неожиданный момент и в самых неожиданных формах. Мы гуляем по своим городам, наблюдая, как расцветает в них пышная, шумная весна, как увядает золотая осень. Времена года бесконечно сменяют друг друга, неустанно напоминая о цикличности жизни. А цикличность — не только о том, что всё живое смертно, но и в том, что всё возрождается...

Приглашаю в мою группу в VK "Калининградские прогулки".
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

#калининградская область #россия #путешествие #заброшенное #руины #туризм