Найти тему
Родина на Неве

Россия и Таджикистан: стоит ли повторять «советские ошибки»?

На недавнем саммите глав государств в формате «Россия – Центральная Азия» президент Таджикистана Эмомали Рахмон позволил себе предостеречь главу российского государства Владимира Путина: мол, не стоит относиться к странам региона как к «советским республикам».

Президент России, разумеется, нашёл, как ответить, напомнив, что в СССР издавали книги на национальных языках республик, развивали их культуру и экономику. Но дело даже не в содержании упрека Рахмона или ответа на него Путина. Вопрос в том, почему вообще стали возможны подобные заявления со стороны лидера государства, многим обязанного России.

Российские позиции в Центральной Азии стали менее прочными

Современные государства Центральной Азии, будь то Таджикистан или любая другая республика, обязаны Советскому Союзу, да и России в целом, если понимать советский период как лишь один из этапов многовековой российской истории, практически всем, включая и сам факт своего существования.

Существовавшие до российского завоевания региона эмираты и ханства были феодальными владениями конкретных династий и не учитывали ни национальные границы, ни этническое своеобразие народов региона. СССР дал Средней Азии республиканскую государственность, пусть и в форме союзных республик, выстроил с нуля экономики, которые к началу 1920-х годов находились практически на средневековом уровне, точно также с нуля создал и современные культуры среднеазиатских народов. Сейчас националистические элиты Центральной Азии предпочитают об этом не вспоминать, зато подсчитывают, вполне в духе Украины или стран Прибалтики, мнимый ущерб от российско-советского господства.

В Центральной Азии на протяжении последних лет очень стремительными темпами сокращается российское влияние. Страны региона отказываются от кириллицы в национальных алфавитах и переходят на латиницу, закрывают русские школы, пропагандируют русофобию в культуре и школьном образовании.

В политическом плане ослабление российского влияния наглядно проявилось в ситуации с конфликтом на Украине: Казахстан занял едва ли не открыто антироссийскую позицию, мало чем отличается поведение и других республик. При этом страны региона, и Таджикистан, о котором идёт речь в статье, в первую очередь, сохраняют очень высокую экономическую зависимость от России. И речь не только о финансовой помощи, которая имеет место быть, но, в первую очередь, о миграционной ситуации.

Половина трудоспособных таджиков – в России

По официальным данным МВД Российской Федерации, в 2021 году в России проживало 2,25 миллиона граждан Таджикистана. Отметим, что эта цифра не учитывает тех выходцев из республики – этнических таджиков, которые уже обзавелись российским паспортом. В 2022 году она увеличилась, поскольку только во втором квартале года в Россию въехало ещё четыреста с лишним тысяч трудовых мигрантов из республики.

В самом Таджикистане официально проживает 9,3 миллиона человек. Учитывая, что в таджикских семьях много детей, пожилые люди и большинство женщин также остается в республике, можно считать, что едва ли не половина трудоспособного населения Таджикистана перебралась в Россию. Фактически Россия превратилась в основное место работы таджиков, а собственная республика для них что-то типа «старого-доброго родительского дома», куда можно приезжать на праздники и повидаться с родственниками.

Понятно, что остающиеся в республике таджики в значительной степени живут за счёт переводов из России. Не будет переводов – социально-экономическая ситуация в стране дестабилизируется моментально. Ведь в постсоветском Таджикистане, видимо, пытаясь максимально отмежеваться от советского наследия, не построили практически ничего. Страна превратилась в поставщика низкоквалифицированной рабочей силы для российских строек и рынков. Вот это и есть главное «достижение» действующей в стране власти.

Но, что интересно, на этом фоне республики Центральной Азии ещё и запрещают своим гражданам участвовать в специальной военной операции на Украине. В Узбекистане за это вообще угрожают карать огромными тюремными сроками.

Кроме России нет альтернативы

Интересно, что сам господин Рахмон находится на своём посту столь долго, с середины «лихих 90-х» годов, исключительно благодаря России. Когда-то российские пограничники и мотострелки сдержали рвавшиеся в Таджикистан орды боевиков из соседнего Афганистана. Затем, под надежной защитой российских штыков, Эмомали Рахмону, который тогда ещё был «Рахмоновым», удалось относительно стабилизировать ситуацию в стране, создать государственные институты. Прошли десятилетия и таджикские элиты «заматерели», решив, что так и было всегда, и, что ещё менее дальновидно, так всегда будет. Не будет, если не будет российского присутствия в Центральной Азии.

Западу такие постсоветские реликты, как среднеазиатские элиты, не нужны. Никто не будет финансировать и поддерживать того же Рахмона или его преемников продолжительное время. Запад взращивает своих лидеров – моложавых «правозащитников» или бородатых полевых командиров, в зависимости от конкретной ситуации и конечных целей.

Что касается «братьев» из соседнего Афганистана и международных структур радикального ислама, то они воспринимают светские элиты Центральной Азии как врагов и при любом удобном случае попытаются их не просто сбросить, но и уничтожить физически.

Политического долгожителя Рахмона может ждать не судьба Януковича, а что-то куда более страшное, если он сориентируется неправильно и будет и далее отдаляться от России. Единственная надежда – Китай, но в Пекине, в отличие от Москвы, советский подход к национальным республикам не разделяют: никто давать деньги просто так не будет, да и таджикские рабочие руки в Китае не нужны – своих хватает. Россия без Таджикистана как-нибудь, да проживёт, а вот он без неё вряд ли.

Кстати, на фоне специальной военной операции на Украине российские власти демонстрируют, по крайней мере, если верить заявлениям руководства страны, и желание разобраться в миграционной ситуации. Сейчас не то время, чтобы запускать в страну непонятно кого и непонятно откуда. В странах Центральной Азии активно распространяется радикальный ислам, а международные группировки исламских радикалов, как известно, буквально нашпигованы американской и британской агентурой и часто используются Западом в своих интересах – так повелось ещё со времён войн в Афганистане и Чечне.

Поэтому, пуская большое количество мигрантов в страну, Россия в текущей ситуации создаёт лишние риски для национальной безопасности. Чем закончилась миграционная толерантность, мы все увидели на полигоне в Белгородской области, где выходцы из Центральной Азии открыли огонь по российским добровольцам. А ведь они тоже служили в российской армии, имели доступ к оружию…

Так что России, и здесь президент Таджикистана Рахмон прав, может быть, и не стоит повторять советские ошибки российскому руководству. Если республика не готова быть настоящим союзником России в любой ситуации, то и Москве пора пересматривать своё отношение. Где надо – сократить финансовые переводы, где надо – урезать возможность миграционных потоков. Не потребуется даже никого депортировать – на несколько месяцев перекрывается возможность банковских переводов и транспортное сообщение. Там, глядишь, и поймут наследники империи Саманидов правила игры.

Игорь Майский