Найти тему

От мягкой до супер-прочной — как эволюционировала сталь для автомобилей

Оглавление

К кузову современного авто предъявляется множество требований. Он должен быть красивым, универсальным, прочным, эргономичным, недорогим, безопасным…

Материал для изготовления кузова авто менялся с течением времени
Материал для изготовления кузова авто менялся с течением времени

Чтобы выполнить все эти, иногда противоречивые, условия, автопроизводителям приходится очень тщательно подходить к выбору кузовного материала. Давайте разберемся, как эти требования менялись со временем.

Как было раньше

Еще в середине прошлого века кузова автомобилей делали из самых недорогих низкоуглеродных сталей с высоким содержанием кремния и кислорода. Такую сталь еще называют кипящей.

Толщина листов, которые для использовали для изготовления кузова была не менее 1 мм. Это были тяжелые и неповоротливые автомобили с невысокой скоростью. И только к 50-м годам 20 века производители немного уменьшили толщину листов кузовного материала – на 0,2мм.

Винтажные авто по-своему красивы. Но с точки зрения рациональности они далеко от идеала
Винтажные авто по-своему красивы. Но с точки зрения рациональности они далеко от идеала

Дорогая сталь с хорошими характеристиками в то время шла только на изготовление некоторых сложных узлов и деталей.

Читайте также: Как делают профнастил на производстве

Все изменилось в наступлением нефтяного кризиса 70-х годов: тогда ввели ограничение по расходу топлива автомобилями. А еще – требования по безопасности. Производители оказались перед выбором: придумывать что-то новое, или сворачивать свои производства.

В 70-х годах прошлого года машины стали менять свой внешний вид, и не только
В 70-х годах прошлого года машины стали менять свой внешний вид, и не только

Именно с этого момента для изготовления автомобиль стали использовать прокат повышенного качества: с низким содержанием углерода, азота и микролегированием ниобием и титаном.

Одними из первых, кто быстрее сориентировался, были концерны Porsche и Audi – для изготовления своих авто они стали использовать металл, в котором основная доля приходилась на алюминий. Кроме того, некоторые производители стали делать некоторые детали для своих авто из пластика.

Концерн Porsche один из первых, кто быстро сориентировался и подстроился под новые требования экономичности и безопасности
Концерн Porsche один из первых, кто быстро сориентировался и подстроился под новые требования экономичности и безопасности

Все это стало толчком к тому, чтобы сталелитейщики пересмотрели свой подход к изготовлению автомобильных сталей. В противном случае они понесли бы гигантские убытки – если бы концерны стали использовать альтернативные материалы для изготовления и отделки кузовов машин.

Итогом их работы стал старт производства автомобильных сталей высокой прочности и жесткости на кручение.

Какие стали используют сейчас

На протяжении последних лет кузовные материалы – это:

  • Стальные и алюминиевые сплавы.
  • Магниевые сплавы.
  • Пластмассы.
  • Стекла.
  • Смолы термореактивные с углеродом или стекловолокном.

Большинство автомобилей изготавливают из качественной стали. К таким относятся машины низкого и среднего ценового сегмента. Премиум-класс предпочитает использовать алюминий: например, кузовы Audi TT и Q7, Range Rover Evoque сделаны почти целиком из алюминия.

Кузова авто премиум-сегмента делают из алюминиевых сталей
Кузова авто премиум-сегмента делают из алюминиевых сталей

А что с российскими автомобилями? Их кузова делают из листового проката (ГОСТ 9045-93 «для холодной штамповки») двух категорий:

  • ОСВ – для изготовления деталей с особо сложной вытяжкой;
  • СВ – для изготовления деталей со сложной вытяжкой.

Сам прокат делают из пластичной низкоуглеродной стали марок 08Ю, 08пс, 08кп. Эти стали пластичны и подходят для штамповки. Но, в то же время, они имеют низкую сопротивляемость к ржавлению. Для повышения устойчивости к влаге в грунтовку, которой покрывают кузов авто, добавляют цинк.

Оцинкованный металл не используют – это существенно удорожает машины, что скажется на спросе. Кроме того, производителям невыгодно, чтобы покупатели дольше пользовались товаром – чем чаще машину будут менять на новую модель, тем прибыль выше.

Аналогичная ситуация и с использованием нержавейки для изготовления кузова. Правда, здесь, помимо увеличившейся стоимости, есть и другие нюансы: авто получится тяжелым (у нержавеющей стали большой удельный вес) и «мягким», что сделает его менее безопасным.

Современные отечественные авто
Современные отечественные авто

Правда, некоторые зарубежные производители все же используют оцинкованный металл для изготовления кузовов своих машин. К таким относятся Renault, Ford, Skoda, Kia и даже Volkswagen. Но стоимость этих авто много выше, чем у отечественных.

Интересный факт: исходный материал для работы эти концерны приобретали в России.

Читайте также: Металлургия в России: как она развивается сейчас и какие у нее перспективы на будущее

Как будет развиваться ситуация отечественным авторынком в нынешних реалиях – покажет время. Но по мнению аналитиков перспективы у отрасли неплохие: Россия одна из немногих стран, где предприятия автомобилестроения представлены в полном цикле.

Lada Vesta и Lada Granta – самые продаваемые авто российского автопрома
Lada Vesta и Lada Granta – самые продаваемые авто российского автопрома

Тем более сейчас для отрасли созданы все условия: большинство иностранных брендов, плотно занимавших российский авторынок последние десятилетия, ушли по тем или иным причинам.

Зато они высвободили эту привлекательную нишу, заняв которую отечественный производитель сможет через несколько лет значительно увеличить свою долю рынка.

«Деденевский завод металлоизделий» − один из ведущих российских поставщиков металлопроката, компания успешно работает на рынке более 5 лет.

Хотите больше знать о современных стройматериалах и металлоизделиях – подписывайтесь на канал.

В статье использованы изображения из Яндекс.Картинок.