Найти тему
Петр Власов

Самураи – убийцы «Драконов» (04). Асы армейской авиации

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ФУДЗИТАРО ИТО

-2

Капитан Фудзитаро Ито (1916 – 1983) считается одним из самых результативных «убийц драконов», однако по количеству уничтоженных им «Крепостей» нет единого мнения: одни исследователи говорят, что он сбил 9 В-29, а другие – что на счету Фудзитаро не менее 17 дальних бомбардировщиков. Возможно, первые считают только сбитые Ито В-29, а вторые суммируют и В-29, и В-24.

Ито вместе со своим 5-м Сентай, в котором он прослужил всю войну, был привлечен к борьбе против дальних бомбардировщиков в начале 1944 года. Именно тогда 5-й Сентай был перевооружен со стандартных легких фронтовых истребителей Ki-43 на тяжелые двухмоторные Ki-45 «Торю», мощные пушки которых позволяли эффективно бороться с американскими многомоторными бомбардировщиками.

Борьбу с «Крепостями» пилоты 5-го Сентая начали с налета на аэродром «Либерейторов», базировавшихся в Ост-Индии. Застигнув американцев врасплох, они уничтожили на земле 7 бомбардировщиков В-24; три из них разнес в щепки огнем своей 37-мм пушки истребитель, который вел младший лейтенант Ито. Свою лепту в уничтожение «Либерейторов» внес и бортстрелок Фудзитаро - сержант Масанори Нодзаки, расстреливавший стоявшие на земле самолеты из своего пулемета. В момент штурмовки аэродрома Ki-45 Ито был поражен зенитным огнем, и его правый двигатель был полностью выведен из строя. Тем не менее, Фудзитаро сумел на одном моторе дотянуть до острова Сераму и совершить там вынужденную посадку. За мужество, проявленное в этом вылете Ито и Нодзаки, обоим летчикам генерал Цукуда выразил благодарность в приказе.

В мае 1944 в ходе атаки на группу В-24 самолет Ито был вновь подбит, на этот раз бортстрелками американских бомбардировщиков. Теперь из-за еще более тяжелых повреждений у Фудзитаро не было возможности дотянуть до земли, и ему пришлось совершить аварийную посадку на воду (летчиков подобрал спасательный катер).

В декабре 1944 5-й Сентай был отозван из Ост-Индии в Японию – для противодействия налетам дальних «Суперкрепостей» В-29, начавших налеты на метрополию с захваченных американцами Марианских островов. Поэтому следующие восемь месяцев произведенный в лейтенанты Ито боролся исключительно с этими «Суперкрепостями». Весной 1945 г. 5-й Сентай пересел на более скоростные одномоторные истребители Ki-61 и Ki-100, способные преследовать быстрые «Суперкрепости». А 7 июля 1945 за боевые успехи Ито был повышен в звании до капитана и награжден орденом «Букосё».

Что касается результативности капитана Ито, то здесь наблюдается картина, типичная и для других японских асов. Мало того, что японцы не вели официального счета личных побед, так еще и американские исследователи после войны стали беспощадно «урезать» победные списки, получавшиеся при изучении сохранившейся документации японских подразделений. Поэтому в книгах по истории японской авиации «гуляют» разные цифры результативности Фудзитаро Ито. По американской версии он сбил 13 бомбардировщиков, из которых 9 – В-29 и 4 В-24; японцы же считают, что Ито уничтожил не менее 17 «четырехмоторников», и еще 20 таких бомбардировщиков он повредил.

ИСАМУ КАСИИДЕ

-3

КапитанИсаму Касииде (1915 – 2003) получил среди соратников прозвище «Король охотников на В-29» - японцы были убеждены, что Исаму уничтожил 26 «Суперкрепостей»! Учитывая еще и 7 побед, одержанных Касииде в 1939 над Номонганом (Халхин-Голом), счет этого аса японцы определяют в 33 воздушные победы. Американцы же не пожелали признавать такой счет Касииде, утверждая, что этот летчик не мог сбить более 7 В-29. А заодно, видимо всерьез ополчившись на убийцу своих «несбиваемых» крылатых монстров, они «урезали» Исаму и счет побед при Номонгане - до 2-х И-16! Касииде стал единственным японским летчиком, за которым американские историки не признали его халхин-гольские победы… (лично мне кажется, «это ж-ж-ж не просто так»…)

Исаму Касииде участвовал в боях с 1938 года: в Китае и при Халхин-Голе, а так же при захвате Филиппин в декабре 1941 – январе 1942. Затем его 4-й Сентай был отозван в Японию и включен в ПВО Японских островов. При этом пилоты получили новые тяжелые двухмоторные истребители Ki-45 «Торю» с мощным пушечным вооружением (20-мм, а на части машин даже 37-мм авиапушки). Эти машины стали отличными охотниками на дальние бомбардировщики противника.

Первый бой против американских «Суперкрепостей» 4-й Сентай провел в ночь с 14 на 15 июня 1944 года. После перехвата лейтенант Касииде доложил о двух сбитых им В-29; в гибели еще одного обстрелянного им бомбардировщика летчик не был уверен. Затем 20 августа при отражении дневного налета американцев, Касииде сбил еще 3 В-29 и 3 повредил. В последующие месяцы Исаму продолжал оборонять Японию от налетов «Крепостей»; еще одним очень удачным для него стал бой 27 марта 1945, когда Касииде над островом Кюсю «завалил» подряд 3 «Суперкрепости» В-29, а еще несколько бомбардировщиков повредил. В мае 1945 лейтенант Касииде был представлен к ордену «Букосё».

Как уже говорилось выше, до конца войны Исаму Касииде доложил командованию об уничтожении 26 «Сверхкрепостей», что в сложении с 7-ю победами на Халхин-Голе делало пилота одним из самых успешных асов Японии. Поэтому все японское летчики, знавшие, что уничтожение даже одного В-29 на отсталой японской авиатехнике дело почти невозможное, считали Исаму настоящим героем. Послевоенные же «исследователи» из США на правах победителей беспощадно «урезали» боевой счет Касииде, оставив ему всего 7 сбитых американских бомбардировщиков и 2 советских истребителя. Кто в этой войне достоверности с тщеславием справедлив, а кто нет, сказать трудно. В имеющейся же литературе по истории японской авиации можно встретить как сторонников американской версии, указывающих только 9 побед этого летчика, так и сторонников японского взгляда, утверждающего, что Касииде имел 33 победы…

НАГАО СИРАИ

-4

Капитан Нагао Сираи отличался нелюдимым характером; он избегал общества даже своих однополчан, а после войны – и журналистов, с которыми никогда не говорил о своей военной карьере. По этим причинам о его жизни и боевой деятельности известно очень мало. А между тем Сираи был не только одним из ведущих пилотов 244-го Сентая, но и вообще одним из самых результативных «охотников на В-29» в японской армейской авиации.

О Нагао Сираи известно лишь, что он впервые вступил в бой только летом 1944 года, и до конца войны сбил 11 «Крепостей» В-29 и два истребителя F6F, а так же нанес повреждения шести самолетам противника. Все свои победы Сираи одержал, летая на Ки-61 и Ки-100.

ЧУИЧИ ИЧИКАВА

-5

Капитана Чуичи Ичикава (1918-1974) можно назвать одним из лучших «охотников на В-29», тем более что этот пилот летал на легких одномоторных истребителях, на которых бороться с «Суперкрепостями» было крайне сложно. Тем не менее, даже субъективно относящиеся к японским асам американские исследователи не отрицают, что Ичикава добился не менее 10 побед, 9 из которых он одержал над очень живучими «четырехмоторными Драконами».

В 1941-1942 годах Ичикава служил летчиком-испытателем, а с июня 1943 сражался над Рабаулом, а потом над Новой Гвинеей. После ранения Ичикаву перевели в 244-й Сентай ПВО Японии, летавший на одномоторных истребителях Ki-61. В составе этой части в ночь на 15 апреля 1945 Чуичи Ичикава сумел сбить подряд 2 В-29 и еще один повредил. А когда боеприпасы на его самолете закончились, японец сбил третью «Суперкрепость» таранным ударом! При столкновении с бомбардировщиком Чуичи получил тяжелые ранения, но ему удалось спастись на парашюте. За этот бой Ичикава был произведен в капитаны и представлен императором к ордену «Букосё». После излечения капитан Ичикава вновь вернулся в строй; теперь он сражался на новой версии истребителя Ki-61-I KAI-Tei, вооруженной 2х12-мм пулеметами и 2х30-мм пушками. Это значительно усиленное вооружение помогло Чуичи до окончания войны довести свой победный счет до 9 сбитых В-29; 10-й жертвой Ичикава стал американский истребитель «Хеллкэт». Кроме того, Чуичи нанес тяжелые повреждения еще шести «Суперкрепостям», но долетели ли эти самолеты до своих баз или упали на обратном пути – не известно.

ТЕРУХИКО КОБАЯСИ

-6

Число сбитых этим летчиком стратегических бомбардировщиков В-29 точно неизвестно. Одни говорят о 12-ти уничтоженных «Суперкрепостях», другие же – только о 3-х. Тем не менее, Терухико Кобаяси еще во время войны стал одним из самых знаменитых «Убийц Драконов». Причиной тому были многочисленные фотографии в японских газетах, где Кобаяси сидит в самолете, борт которого буквально усыпан отметками сбитых В-29…

Терухико Кобаяси (1920 – 1957) участвовал в войне в качестве пилота легкого бомбардировщика; в истребители его перевели только летом 1944 года, а в боевую истребительную часть Терухико попал вообще только в конце ноября. Став заместителем командира, а вскоре и командиром 244-го Сентая ПВО Японии, вооруженного одномоторными Ki-61-I Kai, капитан Кобаяси уже 3 декабря 1944 одержал свою первую победу над В-29. Терухико сбил «Суперкрепость» огнем бортового оружия, в то время, как его подчиненные уничтожили еще 6 «Крепостей» таранными ударами (при этом все японские пилоты уцелели). 22 декабря 1944 и 9 января 1945 Кобаяси повредил два В-29, но во втором бою и он был подбит, спасшись только благодаря поспешной аварийной посадке. А 26 января в очередном бою с «Крепостями» Терухико, отчаявшись сбить бомбардировщик, упрямо продолжавший лететь, несмотря на все попадания в него, протаранил этот живучий В-29, потеряв при этом и свою машину. В новом бою 12 апреля Кобаяси повредил еще один В-29, но и сам был ранен в ногу ответным огнем; снова ему пришлось прыгать с парашютом.

Японская пресса внимательно следила за деятельностью 244-го Сентая, буквально ежедневно публикуя в газетах отчеты об успехах этого подразделения. Соответственно и Кобаяси, как самый молодой командир Сентая во всей японской армейской авиации, был постоянно в центре внимания. Фотографии Терухико, сидящего в кабине истребителя, борт которого усыпан отметками побед над ненавистными В-29, сделали офицера очень знаменитым. И в мае 1945 Кобаяси был представлен к званию майора и ордену «Букосё». Так как молодой командир Сентая усилиями прессы стал чуть ли не символом японской авиации, командование – дело невиданное для пропитанной духом героического самурайства Японии – запретило летчику отправляться в боевые вылеты. Тем не менее, 25 июля майор Кобаяси в нарушение этого приказа вылетел на перехват группы «Хеллкэтов», атаковавших аэродром Йокаичи. Ожесточенный бой разыгрался на высоте крыш ангаров; после него японцы заявили о десяти победах, две из которых пришлись на долю Терухико (в действительности обе стороны потеряли по два самолета). Газеты тут же раструбили о славной победе летчиков «Страны восходящего солнца», упомянув при этом, что геройский любимец нации Кобаяси может быть отдан под трибунал из-за нарушения приказа на запрет боевых вылетов. В результате в дело вмешался сам император Японии, и никаких наказаний для «доблестного самурая» не последовало.

Многочисленные фотографии Терухико и его истребителей сыграли большую роль в возникновении неразберихи с числом самолетов, сбитых этим пилотом. Ведь официального счета одержанных летчиками побед в Японии не велось, и за неимением документальных подтверждений числа сбитых часть исследователей просто пересчитала отметки побед, нарисованных на истребителе аса. Поэтому во многих книгах говорится о 14 победах майора Кобаяси – 12 В-29 и 2 F6F. Другие же исследователи утверждают, что впечатляющий «иконостас» - не счет самого майора, а счет именно данного истребителя, на котором летали и другие летчики Сентая (практика, обычная для японской авиации: пилоты отправлялись в бой на тех машинах, что были в данный момент свободны). Эти историки утверждают, что майор Кобаяси одержал только 5 побед – 3 над бомбардировщиками В-29 и 2 над истребителями «Хеллкэт».

МАКОТО ОГАВА

-7

Старшина Макото Огава (1917 - ?) – самый результативный «охотник на В-29» в рядах 70-го Сентая. Огава участвовал в боях с осени 1944; воевал на истребителе Ki-44-II Hei, вооруженном 2х12-мм пулеметами и 2х37-мм пушками, обладавшими огромной разрушительной мощью. До конца войны Макото Огава сбил 7 тяжелых бомбардировщиков В-29 и 2 истребителя Р-51D. Награжден орденом «Букосё» и произведен в младшие лейтенанты.

ЙОСИО ЙОСИДА

-8

Капитан Йосио Йосида (1921 - ?) стал вторым по результативности «разрушителем «Крепостей» в 70-м Сентай. Летал на таком же вооруженном крупнокалиберными авиапушками истребителе Ki-44-II Hei, что и Макото Огава. В боях участвовал с лета 1944; первый В-29 сбил 13 апреля 1945, а 25 мая уничтожил уже шестую «Суперкрепость» (еще 1 В-29 он повредил, но в гибели этого самолета уверенности не было). «За впечатляющие успехи» награжден орденом «Букосё».

Самураи – убийцы «Драконов» (01). Типология «Драконов»

Самураи – убийцы «Драконов» (02). Такие разные «Самурайские Мечи»

Самураи – убийцы «Драконов» (03). Асы морской авиации

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории