Экранизация одноименного романа Маргарет Митчел была создана в Голливуде в 1939 году.
Режиссеры В. Флеминг, Д. Кьюкор, С. Вуд.
Скарлетт О`Хара - Вивьен Ли, Ретт Батлер - К. Гейбл, Эшли Уилкс - Л. Ховард.
Тот случай, когда награда в виде восьми Оскаров заслужена - фильм до сих пор интересен, что случается крайне редко.
Признаюсь, я сперва посмотрела фильм, потом прочла роман М. Митчел. Не могу отнести эту книгу к числу любимых мною, поскольку критически отношусь к дамскому рукоделию в литературе, но это личное мнение автора.
Взаимоотношения любовных треугольников, коих в романе несколько, удачно сочетаются с событиями конфликта между Югом и Севером. Герои колоритны, хотя их характеры по-моему выписаны неровно, особенно это относится к Скарлетт О`Хара.
Меняющаяся внешняя среда влечет за собой изменения жизни героев фильма. Самая сильная трансформация происходит с главной героиней.
Взбалмошная кокетка превращается в практичную женщину, для которой ценность имеют только деньги. Скарлетт можно понять - она пережила голод и панически боится бедности. Ради материального благополучия героиня Вивьен Ли готова на любую подлость и не скрывает этого.
Не изменился предмет обожания Скарлетт - Эшли. Понятие «унесенный ветром» я отношу прежде всего к нему потому, что хочется чтобы его унесло куда подальше.
Удивляет выбор актера на эту роль. С трудом верится в то, что шестнадцатилетняя героиня влюбилась в унылого и старого Эшли Л. Ховарда, хотя по книге мистеру Уилксу лет 20-22 и он привлекателен. Внешне полное непопадание, но внутренний мир своего героя актер раскрыл достойно.
Скарлетт часто встречалась с этим молодым человеком, можно сказать, что он ухаживал за ней.
«Два года он сопровождал ее на балы и на теннисные матчи, на рыбную ловлю и на пикники, разъезжал с ней по всей округе, хотя и не столь часто, как братья-близнецы Тарлтоны или Кэйд Калверт, и не был столь назойлив, как братья Фонтейны, и все же ни одна неделя не проходила без того, чтобы Эшли Уилкс не появился в поместье Тара.»
У Скарлетт были основания полагать, что за этим последует предложение руки и сердца, но мистер Уилкс выбирает в жены кузину Мелани, с которой у него больше общего. С Мелани удобней создавать семью - она не кокетлива, с ней не будет осложнений.
Этот выбор Эшли еще понятен, тем более, что мужчины из семьи Уилксов по традиции женятся на своих кузинах.
Трудно понять другое - зачем, уже будучи обрученным с другой, говорить Скарлетт о любви? Это уже не похоже на поведение порядочного человека.
Дальше все еще чудесней - возвращаясь в полк, Эшли поручает влюбленной в него женщине заботу о своей беременной жене на том основании, что она сильная. Благородный рыцарь своими руками восстанавливает и укрепляет любовный треугольник вместо того чтобы разрушить его.
И уже совсем отвратительно выглядит мистер Уилкс, вернувшийся с вой_ны. Он не предпринимает ничего для благополучия своей семьи, в которой уже есть ребенок, а размещается на шее влюбленной женщины и продолжает мечтать о том, как прекрасно было его безмятежное прошлое.
Так и хочется сказать, что настоящее для этого героя столь же безмятежно. Разве что жизнь бедней, а забот как не было, так и нет. Восстанавливать свое имение мистер Уилкс не захотел, ему и в Таре неплохо. Мало того, благородный джентльмен продолжает разговоры о любви к Скарлетт.
Мелани ему родная, а Скарлетт любимая, а сам он весь такой неловкий, такой внезапный и несуразный - как мило, но где же благородство?
Эшли принимает сначала заботу о себе и своей семье, потом позволяет уговорить себя остаться и работать на лесопилке, принадлежавшей Скарлетт.
В этом месте хочется остановиться - слишком много чести для Эшли. Поговорим о Скарлетт - мне кажется, что ее история не про любовь, а про погоню за недоступным. Мужчина интересен этой леди до тех пор, пока отвергает ее. Было задето самолюбие Скарлетт - ей предпочли другую, надо во что бы то ни стало восстановить равновесие.
Как только Эшли станет вдовцом, он потеряет для нее всякий интерес. Женщина сразу заметит всю никчемность предмета своего обожания.
Такая же история с точностью до наоборот произошла между Скарлетт и Рэттом Батлером. Он не вызывал интереса пока добивался ее любви. Потеряв его, Скарлетт будет доказывать себе, что может все вернуть.
Продолжая тему благородства, замечу, что более выгодно в этом плане выглядит мистер Батлер, изгой общества, сумевший ради семьи восстановить благосклонность тех, кто его презирал. Отдельный вопрос - было ли за что презирать этого господина. Мне показалось, что как раз он принес максимальную пользу Конфидерации.