Вдохновение от Тарковского
В этом году выходила новая версия «Трагедии Макбета» от одного из братьев Коэн, Джоела, где он подарил столь желанную роль своей жене Фрэнсис МакДорманд, но забыл хоть чем-то освежить пьесу. При просмотре вспомнил старое интервью оператора Брюно Дельбоннеля, - который работал над фильмом Коэна, - где он признавался в любви операторской работе итальянца Джузеппе Ланчи в картине Андрея Тарковского «Ностальгия». И кажется, в «Трагедии Макбета» он максимально отдал дань уважения итальянскому оператору, посмотрите на эти параллели.
Крупные планы и соотношение кадра 1,37:1
Несмотря на отсутствие чего-то интересного в экранизации Коэна, Брюно Дельбоннель прекрасно работает с поставленными задачами в кинематографии. У фильма соотношение сторон 1,37:1, почти квадрат, и когда крупный план скомпонован в таком формате, лицо актера заполняет экран. Декорации исчезают и на первый план выходит лицо и текст, что позволяет почувствовать силу и ритм шекспировского языка. Например, в сцене, где леди Макбет говорит про убийство короля, Коэн предлагает читать персонажей не только по шекспировским стихам, но и по эмоциям на крупных планах. Здесь и срабатывает визуальный язык описанный выше: жена Макбета более амбициозна и безжалостна, чем ее муж, она использует свое влияние, чтобы убедить его, что они поступают правильно. В то время как обратный кадр с крупным планом Макбета демонстрирует его колебания в убийстве до такой степени, что жене приходится неоднократно подвергнуть сомнению его мужественность.
Общие планы
То же самое касается и общих планов: пространство и свет говорят лучше строчек в сценарии. Например, общий план с леди Макбет, сжигающей письмо от мужа с рассказом о встрече с ведьмами, она решает что он создан для трона. Ее переменчивость к новому королю выражается в столь же переменчивом свете от занавесок. Или общий план с сидящим в полной изоляции и обдумывающим свой будущий план действий Макбетом. Заметим, что комната - часть замка и скудно украшена. В нем нет никакой мебели, кроме кровати. Строгая геометрия в кадре и открытый потолок метафорически давят на персонажа. Это показывает, как совесть нашего главного героя порождает в нем чувство угнетения. Следовательно, общий план визуально дополняет идеи пьесы.
Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я делаю подобные разборы каждую неделю.