Найти тему

Особенности киноязыка «Трагедии Макбета» Джоэла Коэна

Оглавление

Вдохновение от Тарковского

В этом году выходила новая версия «Трагедии Макбета» от одного из братьев Коэн, Джоела, где он подарил столь желанную роль своей жене Фрэнсис МакДорманд, но забыл хоть чем-то освежить пьесу. При просмотре вспомнил старое интервью оператора Брюно Дельбоннеля, - который работал над фильмом Коэна, - где он признавался в любви операторской работе итальянца Джузеппе Ланчи в картине Андрея Тарковского «Ностальгия». И кажется, в «Трагедии Макбета» он максимально отдал дань уважения итальянскому оператору, посмотрите на эти параллели.

 «Ностальгия» Тарковского
«Ностальгия» Тарковского
«Трагедия Макбета» Коэна
«Трагедия Макбета» Коэна
 «Ностальгия» Тарковского
«Ностальгия» Тарковского
«Трагедия Макбета» Коэна
«Трагедия Макбета» Коэна
 «Ностальгия» Тарковского
«Ностальгия» Тарковского
«Трагедия Макбета» Коэна
«Трагедия Макбета» Коэна
 «Ностальгия» Тарковского
«Ностальгия» Тарковского
«Трагедия Макбета» Коэна
«Трагедия Макбета» Коэна
 «Ностальгия» Тарковского
«Ностальгия» Тарковского
«Трагедия Макбета» Коэна
«Трагедия Макбета» Коэна

Крупные планы и соотношение кадра 1,37:1

Несмотря на отсутствие чего-то интересного в экранизации Коэна, Брюно Дельбоннель прекрасно работает с поставленными задачами в кинематографии. У фильма соотношение сторон 1,37:1, почти квадрат, и когда крупный план скомпонован в таком формате, лицо актера заполняет экран. Декорации исчезают и на первый план выходит лицо и текст, что позволяет почувствовать силу и ритм шекспировского языка. Например, в сцене, где леди Макбет говорит про убийство короля, Коэн предлагает читать персонажей не только по шекспировским стихам, но и по эмоциям на крупных планах. Здесь и срабатывает визуальный язык описанный выше: жена Макбета более амбициозна и безжалостна, чем ее муж, она использует свое влияние, чтобы убедить его, что они поступают правильно. В то время как обратный кадр с крупным планом Макбета демонстрирует его колебания в убийстве до такой степени, что жене приходится неоднократно подвергнуть сомнению его мужественность.

-11
-12

Общие планы

То же самое касается и общих планов: пространство и свет говорят лучше строчек в сценарии. Например, общий план с леди Макбет, сжигающей письмо от мужа с рассказом о встрече с ведьмами, она решает что он создан для трона. Ее переменчивость к новому королю выражается в столь же переменчивом свете от занавесок. Или общий план с сидящим в полной изоляции и обдумывающим свой будущий план действий Макбетом. Заметим, что комната - часть замка и скудно украшена. В нем нет никакой мебели, кроме кровати. Строгая геометрия в кадре и открытый потолок метафорически давят на персонажа. Это показывает, как совесть нашего главного героя порождает в нем чувство угнетения. Следовательно, общий план визуально дополняет идеи пьесы.

-13
-14

Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я делаю подобные разборы каждую неделю.