Найти тему

Нужен ли бухгалтер для ИП или ООО

На ведении бухучёта можно экономить, но только если грамотно подходить к делу. Разобрались, какому типу бизнеса необходим бухгалтер, а кому можно обойтись и без него.

Задачи бухгалтера

Разговор о бухгалтерах и о том, нужны ли они конкретному бизнесу, стоит начать с того, какие функции выполняют эти сотрудники. Бухгалтеры помогают бизнесу выполнять финансовые обязательства, держать бумаги в порядке и каждый год отчитываться перед налоговой и другими инстанциями.

Нужно ли хранить бумажные документы, если у вас онлайн-бухгалтерия?

Пока компания маленькая и в ней нет нанятых работников, вести учёт доходов и расходов легко. Но когда она вырастает, список задач главного бухгалтера становится шире.

Задачи бухгалтера в компании

Важно. Можно поручать бухгалтеру подписывать акты с клиентами, оформлять сотрудников на работу и вести их карточки, составлять штатное расписание или разрабатывать финансовые стратегии. Но так можно перегрузить специалиста, поэтому лучше поручать такие задачи менеджерам по персоналу, офис-менеджерам и финансовым экспертам.

Всегда ли нужны бухгалтеры в штате?

Не всегда — всё зависит от типа предпринимательской деятельности.

Самозанятый

Бухучёт самозанятые не ведут, так как нет ни обязанности, ни потребности. Налог на профессиональный доход рассчитывает налоговая, а уведомление о сумме налога автоматически формирует система. Оплатить его можно в приложении «Мой налог» или по квитанции.

Индивидуальный предприниматель

По 402-ФЗ вести бухучёт им необязательно, а вот от налогового учёта индивидуальные предприниматели не освобождаются. Это обязанность всех компаний независимо от типа деятельности. Если у вас УСН и налоговая ставка 6%, можно обойтись собственными силами, формируя и сдавая отчёты через сторонние сервисы.

6 сервисов для бухгалтеров на удалёнке

При УСН 15% или ОСНО бухучёт будет сложнее и, если разбираться с ним не хочется, можно воспользоваться услугами удалённого специалиста.

ООО

Если компания подходит под критерии малого бизнеса, бухучёт будет простым и его можно вести самостоятельно через сервисы. Если же предприятие крупное или вы совмещаете несколько налоговых режимов, учёт будет сложным и запутанным. Без специалиста уже не обойтись.

Как понять, что вам стоит нанять бухгалтера

-3

Альбина Кильчукова, специалист по бухгалтерии в Точке

«У предпринимателей есть мнение, что если предприятие совсем небольшое, то вести весь учёт можно самостоятельно. Но для правильного учёта нужно знать законы и уметь их применять, потому что штрафы за несоблюдение требований будут ощутимыми для малого бизнеса. А вот ИП на спецрежиме без сотрудников, который не обязан вести бухгалтерию, вполне может попробовать сам вести налоговый учёт или доверить расчёты онлайн-сервисам».

Плюсы и минусы разных форматов работы с бухгалтером

Вы можете нанять сотрудника в штат, отдать его задачи на аутсорс или организовать гибридный формат. У каждого варианта есть плюсы и минусы, разберём их подробнее.

Плюсы и минусы штатного бухгалтера

Мы уже рассказывали, как найти профессионала в штат. В статье много практических советов от специалистов из Точки, myresume.ru и Авито.Работа. Разбираем, какие навыки и образование должны быть у хорошего специалиста по бухгалтерии, где его искать, как составить вакансию и тестовое задание, на что смотреть на собеседовании. В конце — чек-лист.

Давайте посмотрим, какие плюсы и минусы есть у штатного формата работы со специалистом по бухучёту.

Плюсы

  • Несёт полную ответственность за результат.
  • Можно очно обсудить проблемы и задать вопрос в течение рабочего дня.
  • При увольнении можно рассчитывать на двухнедельную отработку и найти за это время замену.
  • Погружается в бизнес и дела фирмы на 100%. Это важно, если у вас специфическая или сложная ниша.

Минусы

  • Штатнику необходимо платить оклад. Средняя зарплата для бухгалтера колеблется в пределах 40−50 тысяч рублей, а в Москве и до 100 тысяч рублей. Прибавим сюда расходы на соцвыплаты и офисные траты — цифра станет ещё больше.
  • При уходе сотрудника на больничный, в отгул, отпуск или декрет фирма остаётся без бухгалтерского сопровождения.
  • Если раньше специалист не работал в вашем бизнес-секторе, понадобится время и дополнительные затраты на переобучение.

Плюсы и минусы бухгалтера на удалёнке

Плюсы

  • Такому работнику не нужно платить каждый месяц зарплату, вы можете договориться на почасовую ставку или зафиксировать другую схему в договоре.
  • Не надо организовывать рабочее место в офисе и выделять на это бюджет.
  • Даже опытный специалист, впервые выходя на рынок фриланса, может снизить цены на услуги, чтобы привлечь клиентов. Это помогает сэкономить бюджет.

Минусы

  • Приходящий специалист не будет погружаться в деятельность вашей компании так же глубоко, как штатный. У него может не быть на это времени и достаточного уровня мотивации.
  • Уровень ответственности и спектр задач не всегда получается определить точно. В итоге такой сотрудник может обоснованно отказаться от каких-то задач.
  • Возможны утечки конфиденциальной информации, в том числе не по вине фрилансера, например, при заражении ПК вирусом.
  • Опытные специалисты стоят дорого и могут отказываться от дополнительной нагрузки и новых проектов.

Сотрудники на удалёнке — не всегда фрилансеры без оформления. Они тоже могут работать по договору, например ГПХ, или быть зарегистрированы как самозанятые, а при необходимости приходить в офис. Это обязательно прописывается в договорах с ними, как и точное количество часов, которые они должны работать.

Плюсы и минусы работы с фирмой-аутсорсером

Плюсы

  • Подрядчик подписывает с вами договор и берёт на себя всю ответственность и риски.
  • Обычно аутсорс дешевле оформления в штат, так как эксперт работает не у вас, а в фирме-посреднике.
  • Если основной специалист, который работает с вашим проектом, например, заболел, аутсорсинговая фирма находит замену и рабочий процесс не останавливается.
  • Такого человека не надо обучать и переобучать, оборудовать для него рабочее место, закупать другое оборудование и ПО. Это ответственность аутсорсинговой фирмы, а вы платите фиксированную сумму по договору.

Минусы

  • Один сотрудник аутсорсинговой фирмы обычно ведёт сразу несколько проектов. Это может негативно сказаться на качестве работы.
  • Бухгалтеры на аутсорсе — тоже чьи-то штатные сотрудники. Расходы на их содержание берёт на себя аутсорсинговая фирма, а значит, закладывает их в прайс на услуги.
  • Чаще всего с проектами работают на потоке. Такой человек — это чисто технический специалист, который редко может обеспечить индивидуальный подход, так как работает над множеством проектов от разных заказчиков.

Для среднего и крупного бизнеса формат аутсорса — это, скорее, экстренная помощь и временная мера. Подойдёт тем, кто неспешно и вдумчиво ищет сотрудника в штат и не может позволить себе перерывов в бухучёте.

Плюсы и минусы гибридной формы

Это гибкое сочетание всех вариантов. Подразумевается, что в штате работает специалист по бухучёту, но часть его задач передаётся фирме-аутсорсеру или удалённому сотруднику.

Плюсы

  • Хорошо подходит небольшим компаниям и ИП, где бухгалтеры часто выполняют ещё и обязанности кадровиков. Конечное распределение задач зависит от предпочтений директора и специфики бизнеса.
  • Внимание штатного специалиста не распыляется на непрофильные задачи, качество работы растёт.
  • Можно передать удалённому сотруднику все потоковые задачи, которые занимают много времени главного специалиста по бухучёту. Это поездки в трудовую инспекцию, центр занятости, налоговую и другие инстанции, начисление зарплаты, оформление договоров, кадровая отчётность и т. д.

Минусы

  • Удалённый сотрудник может погрузиться в бизнес не так глубоко, как штатный, и качество работы упадёт.
  • Аутсорсеры могут уходить от ответственности за ошибки, особенно если не подписывали договор.

Гибридный вариант подходит компаниям, которые привыкли к удалённому формату работы. Специалисты старой закалки часто боятся отдавать контроль в чужие руки, поэтому если выбрали гибридную форму работы, отдавайте аутсорсеру несложные задачи с невысоким уровнем ответственности и рисков.

А лучше делегируйте бухучёт Точке. Мы возьмём все заботы на себя: онлайн-бухгалтерию для ИП, расчёт налогов и взносов с учётом вашей выгоды, рассылку напоминаний об уплате налогов, уплату взносов нажатием одной кнопки. Работаем с УСН и АУСН, маркетплейсами, формируем налоговую копилку и помогаем с патентами — эксперты в чате всегда на связи!Расскажем, как настроить работу оперативно, системно и без санкций.

Подключить онлайн-бухгалтерию для ИП