Найти тему
Учительская

Наш папа – гелой! А мы просто девушки-гелористки

Детское словотворчество – феномен речевого становления, который стал широко известен читателям после многократного переиздания книги Корнея Чуковского «От двух до пяти». Большинство родителей наблюдают у своих детей своего рода словообразовательный прорыв, который проявляется в том, что в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, при игре дети сами начинают изобретать новые слова, которые они никогда не слышали от взрослых. Наш литературный проект «В гости дедушка Корней приглашает всех друзей!» как раз об этом.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бибигона»? Корней Иванович настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Папы и мамы, которые зачитывались его произведениями, читают их теперь своим детям. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Изучая творчество К.И.Чуковского, мы выяснили такой факт: всю жизнь он собирал детские высказывания и более 60 лет писал книгу «От двух до пяти», в которую вошли детские афоризмы.

Воодушевившись его опытом, мы попробовали собрать словечки, высказывания, смешные выражения наших воспитанников, чтобы создать вместе с ними целую книжку, которую назвали, как вы уже догадались… «От двух до пяти». Вот фрагменты из нее.

Раздел 1. Детское словотворчество

Махенты – конфеты.
Тубидрод – бутерброд.
Капомо – капюшон.
Баябо – баю-бай, спать.
Каркарки – вороны.
Кружинка – пружинка.
Приливка – прививка.
Процмен – спортсмен.
Тикетка – этикетка.
Трескоза – стрекоза.
Килизичка – телевизор.
Плюнтяи – те, кто плюется.

Лиза, 3 года, подбегает к папе и очень грозно говорит: «Сейчас тебя укусит ядовическая змея!»

Поедая сладкие грибочки: «Это такие сладкие грибочки, у них шлюбки шоколадные, а ножки сухарные».

Мама: Настена, давай читать.
Настя: Давай!
Мама: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Настя: Слон.
Мама: Что вам надо?
Настя: Шалакада!

Егор, 3 года: «Если это липа, значит, ее листочки липаются!»

Еся, 3 года, говорит маме: «Наш папа – гелой! Он работает, играет в футбол, все чинит! А мы просто девушки-гелористки!»

Раздел 2. Детская логика

Ульяна отмечает день рождения.
Воспитатель: Зайка, сколько тебе лет исполнилось?
Ульяна: Зайка в «Ну, погоди!», а Ульяне 3 года!

Мама с Олей идут из детского сада.
Оля: Мама, а ты знаешь, откуда звезды на небе?
Мама: Откуда?
Оля: Их самолеты вечером развешивают, а утром собирают!

Андрюша с мамой открывают холодильник.
Мама: Тебе чем помазать бутерброд? Маслом или паштетом?
Андрюша: Помажь мне, пожалуйста, мама, колбаской.

Вероника, 4 года, просит разрешения взять игрушки поиграть.
Мама: Поиграешь и соберешь игрушки!
Вероника (достает ящик с игрушками): Жаль, что нет инструкции.
Мама: Какой инструкции?
Вероника: Инструкции, как собирать игрушки.

Мы собрали все эти высказывания, чтобы, проиллюстрировав фотографиями и рисунками детей, создать свою книгу детского словотворчества. Свой литературный проект мы назвали «В гости дедушка Корней приглашает всех друзей!». Родители и дети были несказанно рады.

Попробуйте! И вы увидите, как вскоре в эстафету с К.И.Чуковским включатся не только воспитанники вашей группы и их родители, но и весь детский сад! По крайней мере, так получилось у нас.

Ирина БАРЕЕВА, Наталья ТОМАТИНА, воспитатели школы №629

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».