Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 205 - Главная тайна иранского кинематографа

Оглавление

Доброго времени. Это рубрика по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня буду пояснять за 47 позицию списка, коей является квази документальная драма иранского режиссёра Аббаса Киаростами.

47 место

"Крупный план"/"Nema-ye Nazdik"(1990)

Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 1 939;

Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 21 639;

Режиссёр - Аббас Киаростами.

«Крупный план» (Nema-ye Nazdik, 1990)
Фильм об авантюристе, который выдал себя за знаменитого режиссера Мохсена Махмальбафа, проник в зажиточный дом (якобы для съемок) и был арестован по подозрению в мошенничестве и грабеже. Судебный процесс составляет сюжетную канву фильма, но истинный его предмет - это особый статус кино в Иране. Кинематограф здесь стал не только частью духовной жизни элиты, но и элементом личного и национального престижа, достоянием широких масс.

Без спойлеров

В новом списке лучших фильмов от того же издания за 2022 год этот фильм стоит уже на 17 месте, то есть скачок на 30 позиций вперёд. Даже близко не самый большой прорыв по местам вперёд между двумя списками, но тоже неплохо. По какой причине ленту Киаростами так продвинули вперёд — не знаю. Впрочем, даже 47 место в таком списке — тоже достойный результат. Так чего же здесь такого, что в 2022 году оценили даже лучше, чем в 2012, при том, что и тогда это оценили ничего так?

Посмотрев, я увидел такой довольно странный фильм, не лишённый своего очарования. Я не буду пересказывать его сюжет, потому что я и так привёл выше аннотацию, но есть детали, которые могут уйти от невнимательного зрителя. Как я сам с удивлением узнал, фильм частично является документальным, так как описанная в нём история реальна и вторая её половина и составила материал для фильма.

В 1989 году режиссёр обнаружил в газете историю Хоссейна Сабзиана, незамедлительно решил снять про это фильм и отправился на место действия. Были получены согласия всех участников и судьи на проведение съёмок суда, а флэшбеки уже были сыграны согласившимися на это героями событий. Если я всё верно понял, то так. Согласитесь, интересно. Не уверен, как бы это повлияло на моё восприятие, если бы я знал всё это до просмотра.

Я полагаю, что именно сам факт такой необычной смеси игрового кино и документалистики и стал в большей степени причиной такого хорошего принятия ленты за бугром да за океаном. В то же время на родине кино приняли не очень хорошо, — могу предположить, что это потому что история создания, конечно, весёлая, но поднимать некоторые острые социальные темы было, вероятно, нежелательно.

А полагаю я такую высокую значимость истории создания оттого, что сам по себе фильм, ну, необычный — лучшее и чуть ли не единственное, что можно сказать. Иранский антураж необычный, редко смотрю картины из этой страны. Выглядит неплохо. Кадр с катающейся длинной банкой смешной.

Ещё отмечают конфликт в ленте, мол тут и про статус кино в Иране, и про искусство, и про самоидентичность, но по мне всё это упомянуто как-то вскользь. Лично я воспринимаю эту картину как довольно миловидную, атмосферную, но нудноватенькую. В первый раз нормально, но на второй просмотр, если он будет, есть опасения, что будет скучновато.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Если судить чисто по фильму, то все вышеуказанные темы проявляются через Сабзиана: вот он говорит, что для него кино важно, что для семьи Аханка оно важно, что режиссёром он притворялся потому что хотел побыть им, плюс фильмы товарища Махмальбафа ему нравились, "Велосипедист" 1989 года, все дела, и что в дальнейшем он вошёл во вкус, так как ко всему этому приплюсовалось хорошее отношение со стороны семьи Аханка, так как так-то он обычный работяга, а тут стал заметной приличной фигурой, с соответствующим к себе отношением.

Из всего этого, конечно, вытекает, что кинематограф в Иране есть солидная индустрия, своих режиссёров там ценят, но кое-как раскрывается тут только тема социального неравенства в стране. Остальное — детали сюжета и материал для любителей поисков глубинных смыслов.

Чисто поверхностно я могу понять Сабзиана — ну согласитесь, у всех у нас бывает иногда желание сделать что-то странное и слабо мотивированное, кроме "хочу" и "почему нет". Поэтому я не считаю его мошенником или каким-то психом. Просто, ну, заигрался человек. В связи с этим финал вышел довольно приятный, когда господин Аханки встречает настоящего Махмальбафа и Сабзиана и проявляет понимание ко второму. Но это, конечно, второе место в топе лучших сцен этого фильма.

Кадр из фильма. Здесь видно момент и ту самую банку. Именно за этим кадром идёт легендарный план с этой самой банкой. Смотреть можно только ради этой 38-секундной сцены:3
Кадр из фильма. Здесь видно момент и ту самую банку. Именно за этим кадром идёт легендарный план с этой самой банкой. Смотреть можно только ради этой 38-секундной сцены:3

Первое место, безусловно, вне всяких сомнений, занимает сцена катящейся вниз по улице железной зелёной банки из начала ленты. Ля, я реально не поленился, пересмотрел её раза четыре и даже засёк по времени. 38 секунд, если мне не изменяет память, длится этот план. Честно, я посмеялся, но если чуть унять тряску от ржача и подтереть слёзы, то я бы искренне хотел узнать, с какой целью этот 40-секундный план был вставлен в картину. Мало того, после журналист Фаразманд бегает по домам, искать магнитофон, он пинает эту банку, вызывая к ней внимание ещё раз. Тут тот же вопрос, что и к предфинальной сцене, где команда с кинокамерой снимают едущих на мотоцикле Махмальбафа и Сабзиана и при этом звук частенько теряется. Внутри фильма конкретно этот момент объяснён каким-то проблемами с аппаратурой, но, как и с кадром про банку, эм... Это баг? Это фича? Это баг, прикидывающийся фичей, или фича, прикидывающаяся багом? Ладно-ладно, проблемы звука в сцене с мотоциклом можно объяснить тем, что ну так вышло, так как финал был не постановочный, в реальный, а тут аппаратура просто не вовремя подвела. Но сцена с банкой ведь была целенаправленна вставлена при монтаже, хотя её можно было убрать вообще без потери капли смысла, не так ли?

Главная тайна фильма. Тому, кто разгадает, приз в миллион... миллион пустых зелёных банок.

Послесловие

"Крупный план" — это очень необычная и можно даже сказать экспериментальная работа на грани игрового и документального кинематографа, со средне интересным конфликтом и неплохим и нечастым антуражем Ирана. Всё же картины производства этой страны мелькают редко. Поэтому опыт просмотра я оцениваю как позитивный, но сама лента Киаростами очень на любителя, вдобавок есть впечатление, что развлечение это одноразовое, так как желание пересмотреть фильм даже с формулировкой "когда-нибудь" довольно слабое ввиду наличия подозрений, что будет нудновато. Если кадры с суда ещё интересные, то игровые, постановочные флэшбеки не особо радуют даже при первом просмотре.

Однако, повторюсь, если хотите глянуть что-то необычное или банально экзотическое, то фильм Аббаса Киаростами про ярого фаната режиссёра Мохсена Махмальбафа вполне сгодится. На один раз точно.