Когда фотограф Кристофер Хервиг поставил перед собой задачу делать хотя бы один "интересный" снимок в час во время велосипедной поездки из Лондона в Санкт-Петербург в 2002 году, он не предполагал, что это выльется в 12-летний проект.
Но после того, как он понял, что многие автобусные остановки, которые он фотографировал, имеют уникальный дизайн, его фотографический эксперимент превратился в масштабный проект.
Амбициозная фотосерия Хервига охватила 13 бывших советских республик: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина, Молдова, Армения, Грузия, Литва, Латвия, Беларусь, Эстония и Абхазия.
На протяжении всего маршрута он встречал автобусные остановки, которые, хоть и были созданы в рамках одной и той же всеобъемлющей системы управления, сильно различались по своему стилю и эстетике.
Эти уникальные остановки впервые собраны вместе в новой книге Хервига "Советские автобусные остановки". Мы побеседовали с ним о его путешествии по бывшему СССР и о поиске красоты в неожиданных местах.
В основном путешествие было вполне безопасным, и люди вокруг были отзывчивы и любезны. Во многих местах ему приходилось притворяться туристом, чтобы получить визу, и он часто боялся, что из-за этого у него будут неприятности.
"У меня был досадный инцидент в Абхазии, где таксист обвинил меня в том, что я грузинский шпион, и потребовал большую сумму денег, чтобы не выдавать меня ополченцам. Он сказал, что меня ждет расстрел. Он был крайне зол, но в конце концов мне удалось вернуться через границу, потеряв всего пару сотен долларов. Карту памяти я спрятал в нижнее белье на случай, если потеряю фотоаппарат", - рассказывает фотограф.
Ему даже попадались охотники за автобусными остановками, которые тщательно охраняли их местоположение и не делились никакими подробностями. Когда это было возможно, он предварительно сканировал тысячи километров дорог в странах Балтии в Google Earth.
В противном случае он отправлялся на автовокзалы и стоянки такси и расспрашивал местных жителей. В Беларуси ему посчастливилось встретиться с одним из главных архитекторов, и он помог фотографу сориентироваться.
Некоторые из его любимых остановок спроектированы грузинским художником Зурабом Церетели в том регионе Абхазии, который сейчас является спорным.
Он описывает проекты как лишенные ограничений в плане финансирования и дизайна, и это бросается в глаза. На вопрос, почему некоторые из них не имеют крыши или не выполняют функции автобусной остановки, он просто объясняет, что он художник, и главное, чтобы они хорошо выглядели и приносили удовольствие.
Автобусные остановки датируются концом 60-х и 70-ми годами. Эти безумные творения, вдохновленные Гауди, похожи на волны, инопланетные космические корабли, осьминогов и китов.
Большинство автобусных остановок находятся в довольно плачевном состоянии и постепенно исчезают или уже давно исчезли. Литва и Эстония неплохо заботятся об их внешнем виде, но иногда сильно меняют дизайн, и они теряют свой шарм.
Многие автобусные остановки в Армении сохранились, но только потому, что они были сделаны из тяжелого бетона. Многие определенные автобусные остановки, которые он искал в Беларуси, к сожалению, уже были снесены и заменены на стандартные конструкции, в то время как в Казахстане и Украине местные жители сами ремонтируют и поддерживают такие автобусные остановки.
В этих автобусных остановках меньше рассказывается о Советском Союзе в целом и больше о местных регионах и отдельных художниках. Автобусные остановки дали выход творческому дизайну.
Это уникальный взгляд на воображение многих людей, которые часто подвергались творческому угнетению. Они дают нам возможность взглянуть на место и время в истории - не на государство в целом, а на людей, которые жили в том мире.
Ниже - его самая первая и любимая фотография, которая также является обложкой его книги "Советские автобусные остановки". Она была сделана посреди пустых полей на дороге недалеко от Тараза, Казахстан.
Недалеко от города Саратак на северо-западе Армении, на 10-километровом участке дороги, окруженном сельскохозяйственными угодьями, через каждые пару километров располагались одни из его любимых бетонных творений без каких-либо реальных причин для автобусных остановок.
Грузинский художник Зураб Церетели создал эту волну с видом на Черное море в спорном районе Абхазии. Он расположен недалеко от города Гагры по дороге в сторону Сочи.
Серия продолжала расти по мере того, как фотограф проезжал мимо все новых автобусных остановок, и продолжалась с разными поездками до апреля 2015 года, когда он отправился в Беларусь. Это было единственное государство бывшего СССР, в котором он еще не был.